• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 года Дело N КГ-А40/8902-08


[Установив, что ответчик не получает коммерческой выгоды от участия в инвестиционном контракте, поскольку квартиры и машино-места по итогам его реализации становятся федеральной собственностью и лишь предоставляются ответчиком своим работникам по договорам найма, то в иске отказано]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стройинтерсервис-Инвест" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ФГУ "Государственный академический Большой театр России" (далее - Большой театр России) с иском о признании недействительными: Инвестиционного контракта от 06.02.2002 N ДЖП.02.ЦАО.00431 в части участия в нем в качестве стороны Большого театра России (п.п.3.1, 3.2, 5.2, 9, 1, 13.5); дополнительного соглашения к Инвестиционному контракту от 12.10.2004 N В01-00627-ДС-1 (п.п.1, 1.1, 1.2); Протокола распределения площади от 20.02.2003; Протокола предварительного распределения жилых площадей от 22.02.2005; Протокола предварительного распределения нежилых площадей от 22.02.2005.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Правительство Москвы, ООО "Стройинтерсервис" и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество).

Истец ссылается на несоответствие Инвестиционного контракта положениям главы 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре простого товарищества: ответчик как государственная некоммерческая организация не вправе выступать стороной договора простого товарищества; участие Большого театра России в Инвестиционном контракте противоречит положениям ст.28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Уставу ответчика.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.05.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008, в иске отказано со ссылкой на необоснованность заявленных требований.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

В отзывах на кассационную жалобу Большой театр России и Правительство Москвы просят оставить решение и постановление без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.

В заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представители Большого театра России и ООО "Стройинтерсервис" возражали против удовлетворения жалобы.

Правительство Москвы и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.08.2001 N 711-ПП "О предоставлении Федеральному государственному учреждению "Государственный академический Большой театр России" в пользование земельного участка по Троицкой ул., вл.13 под строительство жилого дома (Центральный административный округ)" ответчику предоставлен в безвозмездное временное пользование земельный участок площадью около 0,1 га по Троицкой ул., вл.13. Земельный участок предоставлен на период проектирования и строительства в 2001-2003 гг. жилого дома с подземным гаражом общей площадью 4850 кв.м, в том числе жилая площадь - 4100 кв.м, нежилая площадь - 750 кв.м за счет средств инвестора (100%). Согласно указанному постановлению инвестором является ООО "Стройинтерсервис"; площади в построенном жилом доме должны распределяться следующим образом: по жилой части: 65% - в собственность инвестору, 30% - ответчику безвозмездно для предоставления работникам по договорам найма, 5% - Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы безвозмездно на общегородские нужды; по нежилой части: 80% машино-мест в подземном гараже - в собственность инвестора, 20% - ответчику в федеральную собственность.

Между Правительством Москвы, ответчиком и ООО "Стройинтерсервис" 06.02.2002 заключен Инвестиционный контракт, в соответствии с п.п.2.2, 3.4 которого в рамках реализации Инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных либо привлеченных инвестиций произвести строительство жилого дома с подземным гаражом по адресу: ул.Троицкая, вл.13, общей площадью ориентировочно 4850 кв.м, в том числе жилая площадь - 4100 кв.м, нежилая площадь - 750 кв.м; земельный участок передается инвестору в течение месяца на период строительства. В указанном Инвестиционном контракте ответчик выступает в качестве заказчика.

В соответствии с п.3.1 контракта базовое соотношение раздела недвижимого имущества по реализации инвестиционного проекта устанавливается между Сторонами в следующей пропорции: по жилой части: 65% - в собственность инвестору, 30% - ответчику (федеральная собственность) безвозмездно для предоставления работникам по договорам найма, 5% - Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы безвозмездно на общегородские нужды; по нежилой части: 80% машино-мест, площади общего пользования и 100% сервисных служб - в собственность инвестора, 20% машино-мест и площадей общего пользования гаража - ответчику в федеральную собственность.

Дополнительным соглашением к Инвестиционному договору от 12.10.2004 изменены характеристики и площадь строящегося жилого дома: жилой дом с нежилым первым этажом и подземными гаражами-стоянками, предельно допустимая общая площадь жилого дома составила 5911 кв.м, в том числе: общая жилая площадь 3022,4 кв.м, общая нежилая площадь 1483 кв.м (из них нежилые помещения общего назначения первого этажа 662,5 кв.м и площадь подземных гаражей-стоянок 820,7 кв.м). Инвестиционный контракт был дополнен пунктом, устанавливающим распределение нежилых помещений в строящемся жилом доме: 70% нежилых помещений - в собственность Инвестору; 30% нежилых помещений - в собственность г.Москвы в лице Департамента имущества г.Москвы с последующей продажей в установленном порядке инвестору.

Впоследствии между ООО "Стройинтерсервис" и обществом был заключен договор соинвестирования от 07.02.2002 N 07/02/02-дс.

19.03.2002 между ООО "Стройинтерсервис" и истцом был заключен договор N 15И/02 на выполнение функций "Технического заказчика", в соответствии с п.1.1.1 которого ООО "Стройинтерсервис" передало истцу в полном объеме права и обязанности по строящемуся жилому дому.

Согласно Инвестиционному контракту были подписаны Протокол распределения площади от 20.02.2003, Протокол предварительного распределения жилых площадей от 22.12.2005, Протокол предварительного распределения нежилых площадей от 29.12.2005.

Распоряжением Префекта Центрального административного округа г.Москвы от 14.12.2006 N 6005-р жилой дом по адресу: ул.Троицкая, 13 принят в эксплуатацию.

Иск заявлен о признании недействительными Инвестиционного контракта и дополнительного соглашения к нему, протоколов распределения площадей в части участия в них Большого театра России.

Принимая решение об отказе в иске, суд установил, что между сторонами сложились отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности.

Осуществление инвестиционной деятельности в Российской Федерации регулируется Законом РСФСР от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

В соответствии со ст.4 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", заказчики - это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

Таким образом, как правильно указал суд, законодательство в сфере инвестиционной деятельности не содержит ограничений, не позволяющих Большому театру России выступать в качестве заказчика в Инвестиционном контракте.

При таком положении довод жалобы о неприменении судом подлежащего применению п.2 ст.1041 ГК РФ, в соответствии с которым сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, является необоснованным.

Суд установил, что ответчик является учреждением, т.е. некоммерческой организацией. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Согласно п.9 Устава Большого театра России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2000, одной из целей деятельности ответчика является создание условий для роста профессионального мастерства и преемственности артистической школы Большого театра. Именно с этой целью, как следует из постановления Правительства Москвы от 07.08.2001 N 711-ПП, был заключен Инвестиционный контракт, поскольку создание нормальных жилищных условий для артистов Большого театра позволяет повысить рост профессионального мастерства и преемственности артистической школы.

В соответствии с п.10 Устава, для выполнения стоящих перед ним задач ответчик заключает договоры с юридическими и физическими лицами.

Суд указал на то, что в соответствии с п.3.1 Инвестиционного контракта жилые помещения и площади подземного гаража, строящиеся по Инвестиционному контракту, предоставляются ответчику, при этом являясь федеральной собственностью. Таким образом, Большой театр России не получает коммерческой выгоды от участия в Инвестиционном контракте, поскольку квартиры и машино-места по итогам реализации Инвестиционного проекта становятся федеральной собственностью и лишь предоставляются ответчиком своим работникам по договорам найма.

Вывод суда о том, что участие Большого театра России в Инвестиционном контракте не противоречит действующему законодательству и положениям Устава ответчика, суд кассационной инстанции находит соответствующим представленным в материалы дела доказательствам.

В связи с изложенным, оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст.ст.284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 4 мая 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2008 года по делу N А40-2029/08-53-30 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Стройинтерсервис-Инвест" - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2008.

Полный текст постановления изготовлен 21.10.2008.

     Председательствующий судья
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А40-2029/08-53-30
КГ-А40/8902-08
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 21 октября 2008

Поиск в тексте