• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2008 года Дело N КА-А40/9902-08


[Требование ФТС России удовлетворению не подлежит, т.к. в соответствии с положениями ст.10 Конвенции МДП (1975 года) таможенные органы не могут требовать у гарантийного объединения уплаты сумм, указанных в пунктах 1, 2 статьи 8 Конвенции, если операция МДП завершена]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (далее - АСМАП) 2756362 рублей 24 копеек таможенных платежей по книжкам МДП N YX 42240615, XT 42240990, PX 42245212.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Компания "KULJETULIIKE KOSONEN OY" (перевозчик) (далее - Компания).

Решением от 07.04.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением от 14.07.2008 N 09АП-6378/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.

Требования о проверке законности решения от 07.04.2008, постановления от 14.07.2008 в кассационной жалобе ФТС России основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом неправильно применена норма материального права, не исследованы все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.

В отзыве на кассационную жалобу АСМАП возражала против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на законность обжалуемых решения, постановления.

Отзыв на кассационную жалобу Компанией не направлен.

До начала судебного заседания суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы Компания направлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя этого лица, участвующего в деле. В этом же ходатайстве Компания сообщила о том, что с правовой позицией АСМАП относительно заявленного ФТС России требования согласна.

Явившиеся в судебное суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы представитель ФТС России и представитель АСМАП, каждый в отдельности, заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя Компании. Ходатайство Компании рассмотрено в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено. С учетом изложенного препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось.

Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:

- представитель ФТС России объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;

- представитель АСМАП объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы несостоятельны.

Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде, как показала проверка материалов дела, являлось требование ФТС России о взыскании с АСМАП 2756362 рублей 24 копеек таможенных платежей, которые не были оплачены Компанией, являвшейся перевозчиком, по книжкам МДП N YX 42240615, N XT 42240990, N PX 42245212.

При этом ФТС России в обоснование заявленного требования ссылалась на следующие обстоятельства.

В марте-апреле 2004 года Компанией через Выборгскую таможню осуществлена перевозка товаров по процедуре МДП. Перевозимые товары по упомянутым книжкам МДП были направлены в Центральную акцизную таможню.

В результате проведенной Выборгской таможней проверки установлено, что товары по названным книжкам МДП в Центральную акцизную таможню не доставлены. Свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита не выдавались.

Выставленные таможенным органом перевозчику (Компания) требования об уплате таможенных платежей не исполнены.

Суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу о том, что требование ФТС России удовлетворению не подлежит. При этом суды исходили из следующего.

В соответствии с положениями статьи 10 Конвенции МДП (1975 года) таможенные органы не могут требовать у гарантийного объединения уплаты сумм, указанных в пунктах 1, 2 статьи 8 Конвенции, если операция МДП завершена, за исключением случаев, когда свидетельство о прекращении операции МДП было получено противозаконным способом или обманным образом либо прекращения операции МДП не было.

Операции МДП по книжкам МДП N YX 42240615, N XT 42240990, N PX 42245212, как установлено в судебных заседаниях суда первой инстанции, апелляционного суда, завершены в установленном порядке, что подтверждается соответствующими свидетельствами. То обстоятельство, что свидетельства о прекращении операции МДП были получены противозаконным способом или обманным образом, таможенным органом не доказано.

Суды исходили также из недоказанности ФТС России того обстоятельства, что таможенным органом до предъявления требования к АСМАП были предприняты в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Конвенции МДП (1975 года) все возможные предусмотренные законодательством меры по взысканию таможенных платежей непосредственно с Компании (перевозчик).

Ссылка ФТС России на заключения специалистов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России судами отклонена. При этом суды исходили из того, что данные заключения были подготовлены вне рамок производства по делам об административных правонарушениях, с нарушением положений статьей 378, 382 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требования не имеется и на том основании, что заявление о взыскании таможенных платежей подано ФТС по истечении установленного законом срока. При этом суды исходили из следующего.

Порядок и сроки предъявления требования к гарантийному объединению регулируются статьей 11 Конвенции МДП (1975 года). Вместе с тем Конвенция не предусматривает порядка и срока принудительного исполнения требования, предъявленного таможенным органом гарантийному объединению.

Исходя из характера правоотношений, возникших между АСМАП и таможенным органом относительно обеспечения уплаты таможенных платежей, наиболее сходным способом обеспечения исполнения обязательств является поручительство, в связи с чем при определении срока, в течение которого таможенным органом может быть предъявлено в суд требование о взыскании с АСМАП суммы таможенных платежей, следует руководствоваться правилом, установленным пунктом 4 статьи 367 Гражданского кодекса Российской Федерации, о прекращении обеспечения обязательства, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обязательства не предъявит иск поручителю.

В данном случае срок доставки груза по книжкам МДП N YX 42240615 - до 02.04.2004, N XT 42240990 - до 12.04.2004, N PX 42245212 - до 14.04.2004. Требования от 03.12.2004 N 488, от 22.12.2004 N 664 об уплате таможенных платежей направлены перевозчику в 15.02.2005, а требование от 25.01.2005 N 78 - 16.02.2005. В суд за принудительным взысканием с АСМАП таможенных платежей ФТС России обратилась 03.04.2007, то есть по истечении одного года. Следовательно, заявление подано по истечении срока, установленного пунктом 4 статьи 367 Гражданского кодекса Российской Федерации, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Проверив законность решения от 07.04.2008, постановления от 14.07.2008 в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения, постановления и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования, как об этом просит ФТС России, по следующим мотивам.

Дело судами рассмотрено в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования судами имеющихся в деле доказательств. Дана судами и оценка свидетельствам о завершении внутреннего таможенного транзита по названным книжкам МДП, выданным Центральной акцизной таможней, подлинным накладным, корешкам книжек МДП, содержащим отметки таможенного органа о доставке груза и сдаче его на склад временного хранения.

Выводы судов о применении положений Конвенции МДП (1975 года) установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют. Ссылка ФТС России на неправильное применение судами нормы материального права, несоответствие выводов суда о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимися в деле доказательствам, проверена и отклонена, поскольку не подтверждена материалами дела. Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.

С учетом изложенного, а,также принимая во внимание, что нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены, Федеральный арбитражный суд Московского округа, руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:

Решение от 7 апреля 2008 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 14 июля 2008 года N 09АП-6378/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-14928/07-125-91 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2008 года.

     Председательствующий судья
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А40-14928/07-125-91
КА-А40/9902-08
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 28 октября 2008

Поиск в тексте