ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 года Дело N КА-А40/9933-08-п


[Судами установлено нарушение ИФНС порядка привлечения к ответственности и производства по делу о налоговом правонарушении, установленного НК РФ, поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрена упрощенная процедура привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, обнаруженного в ходе камеральной проверки]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Инспекция ФНС РФ N 2 по г.Москве обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Элисподряд" налоговых санкций в размере 82464 руб. на основании ст.31, п.2 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по единому налогу.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 10.07.2007 в удовлетворении заявления инспекции отказано по тем основаниям, что ею пропущен шестимесячный срок, установленный п.1 ст.115 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании налоговых санкций. При этом суд исходил из того, что началом течения данного срока следует считать дату получения инспекцией налоговой декларации - 02.10.2006, в связи с чем срок давности взыскания санкции истекал 02.04.2007, а инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании штрафа 24.04.2007.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция обратилась в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права. По мнению инспекции, установленный п.1 ст.115 Налогового кодекса Российской Федерации срок следует исчислять с даты принятия руководителем решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение, поскольку в данном случае моментом обнаружения правонарушения, с которого у налогового органа возникало право обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции, следует считать дату принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, то есть 24.10.2006.

С заявлением о взыскании налоговой санкции инспекция обратилась в арбитражный суд 24.04.2007. Следовательно, срок давности взыскания налоговой санкции, установленный в пункте 1 статьи 115 Кодекса, инспекцией не пропущен.

Суду первой инстанции даны указания при рассмотрении дела по существу установить обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении; проверить и дать оценку доводам сторон, в частности, доводу общества о том, что о непредставлении декларации инспекция узнала в августе 2006 года; исследовать вопрос о наличии исключающих или смягчающих вину обстоятельств.

Кроме того, налогоплательщик считает, что налоговым органом нарушена процедура привлечения к налоговой ответственности, установленная статьями 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.05.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды исходили из того, что инспекцией не соблюдены требования ст.101 Налогового кодекса РФ.

Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.

Согласно п.2 ч.1 ст.287 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.

Суды пришли к правильному выводу о том, что направление налоговой декларации почтовым отправлением без описи вложения не может служить основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.119 Налогового кодекса РФ, поскольку обстоятельства отправки обществом декларации по почте 24.03.2006 налоговым органом не опровергнуты.

Судами установлено нарушение инспекцией порядка привлечения к ответственности и производства по делу о налоговом правонарушении, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, поскольку положения ст.10 Кодекса, в силу которой порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.21 Кодекса, которая гарантирует налогоплательщику право на представление своих интересов в налоговых правоотношениях и дачу пояснений должностным лицам налоговых органов, ст.101 Кодекса, устанавливающий общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной ст.82 Налогового кодекса Российской Федерации форме, так как законодательством о налогах и сборах не предусмотрена упрощенная процедура привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, обнаруженного в ходе камеральной проверки.

В определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О указано, что как название, так и содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решения и постановления судов законны, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 6 мая 2008 года по делу N А40-21633/07-87-108 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 2 по г.Москве - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2008 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка