АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2008 года Дело N А40-61929/08-92-527


[Суд признал незаконным и отменил постановление Объединения административно-технических инспекций города о привлечении ООО к административной ответственности по ч.1 ст.7.4 КоАП г.Москвы, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО]



Резолютивная часть решения объявлена 9 октября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 16 октября 2008 года.

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Новые строительные технологии" об оспаривании постановления ОАТИ г.Москвы от 15.09.2008 N 09-К07-Б28, установил:

ООО "Новые строительные технологии" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Объединения административно-технических инспекций г.Москвы от 15.09.2008 N 09-К07-Б28 о привлечении к административной ответственности.

Заявление ООО "Новые строительные технологии" мотивировано тем, что факт совершения заявителем вменяемого ему правонарушения не доказан, вина в совершении этого правонарушения не установлена; порядок привлечения к административной ответственности ОАТИ г.Москвы нарушен.

ОАТИ г.Москвы надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось, представило через канцелярию суда отзыв и материалы административного дела в отношении ООО "Новые строительные технологии", просило рассмотреть дело без участия его представителя.

В отзыве представитель ОАТИ г.Москвы возражал против заявления ООО "Новые строительные технологии", указал, что факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения установлен, вина доказана, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

В порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя ОАТИ г.Москвы.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя, оцени в представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 15.09.2008 N 09-К07-Б28 направлено заявителем в арбитражный суд по почте 22.09.2008 (л.д.22) с соблюдением срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ.

В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Постановлением ОАТИ г.Москвы от 15.09.2008 N 09-К07-Б28 на основании протокола об административном правонарушении от 04.09.2008 N 09-К07-Б28 ООО "Новые строительные технологии" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.4 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб.

Согласно п.4 ст.16.3 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях, принятого Законом г.Москвы от 21.11.2007 N 45, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.4 настоящего Кодекса, рассматривает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственный контроль в сфере внешнего благоустройства городских территорий.

Таким органом является ОАТИ г.Москвы согласно п.1.1 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.01.2008 N 51-ПП.

В соответствии с ч.1 ст.16.5 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 16.3 настоящего Кодекса.

В качестве объективной стороны вменяемого ООО "Новые строительные технологии" административного правонарушения в протоколе N 09-К07-Б28 от 04.09.2008 указано на неупорядоченное складирование материалов по адресу: ул.Ивана Сусанина, д.4а.

Оспариваемое постановление содержит лишь сведения о выявлении административного правонарушения по указанному адресу в виде неупорядоченного складирования материалов, конструкций и оборудования на стройплощадке.

Согласно ч.1 ст.7.4 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях нарушение установленных Правительством Москвы норм и правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ, в том числе нарушение сроков их выполнения, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытии, отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, отсутствие лицензии на их выполнение, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.14 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.16.4 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений ст.ст.2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Между тем, из содержания оспариваемого постановления, протокола об административном правонарушении нельзя установить обстоятельства правонарушения вменяемого заявителю правонарушения, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и свидетельствующие о наличии состава, в том числе объективной стороны и вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.4 КоАП г.Москвы.

Административным органом не указано, какие установленные Правительством Москвы нормы и правила подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ нарушил заявитель.

Не указано, на основании каких доказательств ОАТИ г.Москвы пришло к выводу, о том, что неупорядоченное складирование материалов на стройплощадке допущено именно заявителем, что у заявителя имелась обязанность и возможность надлежащего складирования материалов по указанному адресу, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их выполнению.

Таким образом, в материалах административного дела отсутствуют фактические данные, на основании которых административный орган при принятии оспариваемого постановления установил наличие события вменяемого заявителю административного правонарушения.

Суд пришел к выводу о нарушении со стороны ОАТИ требований ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ, поскольку при рассмотрении административного дела ответчиком не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия постановления о привлечении к административной ответственности, не определен состав административного правонарушения.

В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пп.1, 2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, арбитражным судом установлено нарушение ОАТИ г.Москвы процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено без участия законного представителя ООО "Новые строительные технологии".

Согласно ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется только в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Пунктом 4.1 ст.28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие, если он извещен в установленном порядке.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ).

Факсограмма N К07 от 03.09.2008 не признается судом надлежащим уведомлением законного представителя ООО "Новые строительные технологии" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку не содержит сведений о сотруднике лице ООО "Новые строительные технологии", принявшем данную факсограмму.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Однако доказательства извещения законного представителя ООО "Новые строительные технологии" о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ОАТИ г.Москвы также не представлены. Таким доказательством не является протокол N 09-К07-Б28 от 04.09.2008, содержащий сведения о месте и времени рассмотрения административного дела, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление, поскольку административным органом не представлено доказательств его получения ООО "Новые строительные технологии".

Таким образом, на момент составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении ОАТИ г.Москвы в нарушение требований ч.2 ст.25.1, ст.ст.28.2, 29.7 КоАП РФ не располагало сведениями о надлежащем извещении законного представителя заявителя о проводимых процессуальных действиях.

Нарушение ОАТИ г.Москвы указанных процессуальных норм КоАП РФ является существенным, так как заявитель был лишен предоставленных КоАП РФ гарантий защиты и не мог квалифицированно возражать, давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

В соответствии с требованиями п.10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, поскольку несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

При указанных обстоятельствах требования ООО "Новые строительные технологии" о признании незаконным и отмене постановления ОАТИ г.Москвы от 15.09.2008 N 09-К07-Б28 о привлечении юридического лица к административной ответственности подлежат удовлетворению в соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ, поскольку оспариваемое постановление и порядок и его приятия не соответствуют закону.

На основании ст.ст.1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 24.5, 26.2, 28.2, 29.7, 29.10, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.27, 29, 65, 69, 71, 123, 156, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:

Признать незаконным и отменить постановление ОАТИ г.Москвы от 15.09.2008 N 09-К07-Б28 в отношении ООО "Новые строительные технологии", ОГРН 1037733015451, адрес: 124460, г.Москва, г.Зеленоград, Панфиловский пр-т, д.40.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка