ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2008 года Дело N А36-3620/2007


[В удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров общества в части утверждения новой редакции устава отказано, поскольку суд исходил из того, что действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для признания недействительным решения общего собрания акционеров, при этом достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении прав истца при принятии спорного решения общего собрания акционеров общества, заявителем не представлены]

(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2008.

Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2008.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - Каширин М.В., представитель (дов. N 38 от 04.07.2008), Букреев Ю.С., представитель (дов. N 9 от 14.01.2008); от ответчика - Позднякова В.М., ген. директор (протокол N 1 от 30.06.2007), Быкова Л.Ю., адвокат (дов. б/н от 08.07.2008; удост. N 22 от 05.11.2002); от третьего лица - представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования город Липецк в лице Департамента экономики администрации г.Липецка на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по делу N А36-3620/2007, установил:

Муниципальное образование город Липецк в лице Департамента экономики администрации г.Липецка (далее - Департамент) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к открытому акционерному обществу "Комплекс-Советский", г.Липецк (далее - ОАО "Комплекс-Советский", Общество), о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров Общества от 01.12.2007 в части утверждения новой редакции Устава ОАО "Комплекс-Советский".

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция ФНС РФ по Левобережному району г.Липецка.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.02.2008 (судья ...) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 (судьи: ...) решение суда отменено, в удовлетворении иска МО г.Липецк в лице Департамента экономики администрации г.Липецка отказано.

Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, Муниципальное образование г.Липецк в лице Департамента экономики администрации г.Липецка обратилось в суд округа с кассационной жалобой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителя кассационной жалобы поддержали изложенные в ней доводы. Представители ответчика просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным. Представители Инспекции ФНС РФ по Левобережному району г.Липецка, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, в суд округа не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" муниципальные предприятия ресторан "Советский" и гостиница "Советская" преобразованы путем реорганизации в ОАО "Комплекс-Советский", о регистрации которого Регистрационным отделом администрации г.Липецка выдано свидетельство от 27.12.94 N 651.

17.01.95 Управлением финансов администрации Липецкой области зарегистрирован выпуск акций ОАО "Комплекс-Советский" в количестве 3191 обыкновенной акции и 1644 привилегированных акций типа "Б" номинальной стоимостью 1000 руб. за одну акцию.

Согласно выписке из реестра акционеров ОАО "Комплекс-Советский" на 23.11.2007 пакет акций, состоящий из 483 обыкновенных именных акций и 1644 привилегированных акций типа "Б", закреплен за Администрацией г.Липецка в лице Департамента экономики.

В соответствии с постановлением Главы администрации г.Липецка от 03.12.2004 N 7216 Департаменту экономики администрации г.Липецка переданы полномочия по управлению находящимися в муниципальной собственности долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.

01.12.2007 состоялось внеочередное общее собрание акционеров ОАО "Комплекс-Советский", на котором были утверждены новые редакции Устава Общества, положений о генеральном директоре, о ревизионной комиссии, об общем собрании акционеров.

Ссылаясь на то, что ответчиком, самостоятельно осуществляющим ведение реестра акционеров Общества, не были внесены изменения в учредительные документы ОАО "Комплекс-Советский" в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а именно: привилегированные акции типа "Б" ОАО "Комплекс-Советский", принадлежащие истцу, в нарушение положений ст.43 Закона не были переведены в статус обыкновенных акций, что не позволило истцу принять участие в голосовании 01.12.2007 по повестке дня всеми акциями, которые должны быть отнесены к числу голосующих, в связи с чем решение внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Комплекс-Советский" от 01.12.2007 в части принятия новой редакции Устава Общества является незаконным, МО город Липецк в лице Департамента экономики администрации г.Липецка обратилось в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с п.1 ст.43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" утвержденные до вступления в силу настоящего Закона планы приватизации государственных и муниципальных предприятий и учредительные документы открытых акционерных обществ, 100 процентов акций которых к указанной дате находятся соответственно в государственной и муниципальной собственности, подлежат приведению их в соответствие с нормами настоящего Федерального закона.

Разделом 6 Плана приватизации АООТ "Комплекс-Советский", утвержденного распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Липецка от 25.10.94 N 160-р, предусмотрено следующее размещение акций Общества: 2466 обыкновенных акций (51%) по закрытой подписке среди членов трудового коллектива; 242 акции (5%) являются акциями ФАРП; 44% акций подлежат свободной продаже, из которых 967 акций (20%) подлежат продаже за деньги на аукционе и 1160 акций (24%) - продаже на инвестиционных торгах.

Согласно п.12 Плана приватизации АООТ "Комплекс-Советский" все невыкупленные акции из ФАРП по истечении срока, на который они зарезервированы, все невыкупленные либо не зарезервированные льготные акции и акции, временно закрепленные в государственной собственности в соответствии с постановлением Правительства РФ или решением Госкомимущества РФ, по окончании установленного срока льготного размещения, закрепления или резервирования подлежат продаже за деньги или приватизационные чеки на аукционе, инвестиционном конкурсе (инвестиционных торгах), о проведении которых должно быть сообщено в прессе в течение 15 дней по истечении указанного срока.

Как установлено судом апелляционной инстанции, за Администрацией г.Липецка в лице Департамента экономики было закреплено 483 обыкновенных именных акций ОАО "Комплекс-Советский" из 3191 акции зарегистрированного выпуска и 1644 привилегированных акций Общества типа "Б", что подтверждается выпиской из реестра акционеров от 23.11.2007.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что решением Советского районного суда г.Липецка от 24.05.2000 по иску Графкиной Н.В. к Администрации г.Липецка о понуждении к исполнению плана приватизации на Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Липецка возложена обязанность по продаже 5% акций ФАРП трудовому коллективу Общества согласно списка, учитывая при этом, что необходимые доказательства, подтверждающие фактическую передачу 100% пакета акций ОАО "Комплекс-Советский" после принятия и утверждения Плана приватизации Общества в государственную или муниципальную собственность, из имеющихся материалов дела не усматриваются, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на неправомерность применения в данном случае положений ст.43 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона 26.12.95 N 208-ФЗ особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Согласно п.2 совместного постановления от 02.04.97 Пленума Верховного суда РФ N 4 и Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 8 "О некоторых вопросах применения ФЗ "Об акционерных обществах" по окончании срока приватизации либо с момента, когда количество акций, принадлежащих государству, составит не более 25 процентов их общего числа, деятельность акционерного общества, созданного на базе государственного предприятия, полностью переходит в сферу регулирования ФЗ "Об акционерных обществах".

Пунктом 10 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера", действовавшего на момент закрепления акций в государственной собственности; установлено, что в целях применения положений п.5 ст.1 Закона "Об акционерных обществах" считать окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации предприятия, последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности.

Поскольку пунктом 2.4 Плана приватизации АООТ "Комплекс-Советский", утвержденного распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Липецка от 25.10.94, предусмотрено, что обыкновенные акции закрепляются в федеральной собственности на срок до трех лет, приватизацию Общества следует считать завершенной 25.10.97, несмотря на то, что акции акционерного общества, закрепленные в государственной собственности на момент рассмотрения настоящего иска, проданы не были.

При указанных обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ограничения, установленные Законом от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", неприменимы к ОАО "Комплекс-Советский" после указанной даты - 25.10.97, в связи с чем Общество выбыло из режима приватизации и полностью перешло в сферу регулирования Федерального закона "Об акционерных обществах", правомерен и обоснован.

Кроме того, согласно п.7 ст.49 ФЗ "Об акционерных обществах" акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований настоящего Закона, иных правовых актов РФ, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы.

Из материалов дела усматривается, что представитель Департамента экономики Администрации г.Липецка Каширин М.В. участвовал при принятии решений на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Комплекс-Советский" от 01.12.2007 и голосовал по всем вопросам повестки дня (вариант ответа - "воздержался"), что подтверждается бюллетенем для голосования, подписанным лично представителем истца, и последним не оспаривается.

Исходя из изложенного, учитывая, что действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для признания недействительным решения общего собрания акционеров, при этом достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении прав истца при принятии спорного решения общего собрания акционеров Общества, заявителем кассационной жалобы в нарушение требований ст.65 АПК РФ не представлены, суд апелляционной инстанции обоснованно признал довод заявителя о нарушении прав Муниципального образования г.Липецк в лице Департамента экономики по участию в общем собрании акционеров ОАО "Комплекс-Советский" в связи с отсутствием возможности голосовать по вопросам повестки, несостоятельным.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по делу N А36-3620/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка