ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 29 декабря 2008 года Дело N Ф03-5777/2008

     

[Суды обоснованно признали частично недействительным постановление мэра города Магадана, как принятое с нарушением законодательства об электроэнергетике, и незаконно возлагающее на ОАО обязанности по обеспечению электроснабжением не принадлежащих последнему объектов электросетевого хозяйства]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от заявителя - открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" - представитель не явился; от мэрии города Магадана - представитель не явился, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Магадана на решение от 21.07.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу N А37-658/2008-2 Арбитражного суда Магаданской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" к мэрии города Магадана об оспаривании постановления от 20.02.2008 N 350, установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пункта 1, подпункта 4.1, пункта 5 постановления мэрии города Магадана от 20.02.2008 N 350 об организации обеспечения электрической энергией населения муниципального образования "Город Магадан", проживающего в населенном пункте Старый Уптар.

Решением суда первой инстанции от 21.07.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными пункт 1 (включая подпункты 1.1-1.3), пункт 5 постановления мэра города Магадана от 20.02.2008 N 350. Судебные акты в части удовлетворения заявленных требований мотивированы тем, что органы местного самоуправления не могут возлагать на гарантирующего поставщика электроэнергии не предусмотренную законодательством об электроэнергетике обязанность по управлению не принадлежащими ему объектами электросетевого хозяйства.

В части отказа в удовлетворении требований суды исходили из того, что подпункт 4.1 не нарушает прав и законных интересов ОАО "Магаданэнерго" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку предписания адресованы комитету по управлению муниципальным имуществом г.Магадана.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе мэрии города Магадана, считающей, что судебные акты в части признания недействительным пункта 1 (включая подпункты 1.1-1.3), пункта 5 постановления приняты с нарушением норм материального права и выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит решение и постановление в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, мэрия города Магадана полагает, что обжалуемые пункты постановления не противоречат действующему законодательству. При этом орган местного самоуправления реализовал свое право на определение лица для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства.

Общество в отзыве против доводов кассационной жалобы возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.

Кроме того, ОАО "Магаданэнерго" полагает, что действующим законодательством каких-либо полномочий по регулированию отношений в энергетической отрасли органам местного самоуправления не предоставлено.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявив ходатайства о рассмотрении дело в их отсутствие.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.

Материалами дела подтверждается, что 20.02.2008 мэрией города Магадана принято постановление N 350 об организации обеспечения электрической энергией населения муниципального образования "Город Магадан", проживающего в населенном пункте Старый Уптар, согласно которому на ОАО "Магаданэнерго" возложены обязанности по обеспечению бесперебойного снабжения нанимателей и собственников жилых помещений населенного пункта Старый Уптар электрической энергией в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Подпунктом 1.2 пункта 1 постановления возложена обязанность по проведению совместно с департаментом строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана и департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана обследования объектов электросетевого хозяйства, находящихся в населенном пункте Старый Уптар, не имеющих собственника или собственник которых не известен.

Подпунктом 1.3 пункта 1 указанного постановления на ОАО "Магаданэнерго" возложена обязанность по представлению в департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана смету на ремонт объектов электросетевого хозяйства, находящихся в населенном пункта Старый Уптар, не имеющих собственника или собственник которых не известен.

Подпунктом 4.1 пункта 4 постановления Комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана предписано передать в безвозмездное пользование ОАО "Магаданэнерго" подстанцию ПТП-400, расположенную в населенном пункте Старый Уптар.

Пунктом 5 постановления ответственным за управление объектами электросетевого хозяйства, находящимися в населенном пункте Старый Уптар, не имеющими собственника или собственник которых неизвестен, определен ОАО "Магаданэнерго".

Не согласившись с пунктом 1, подпунктом 4.1 пункта 4, пунктом 5 постановления от 20.02.2008 N 350, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Согласно пункту 2 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем электрической энергии определенного поставщика электрической энергии.

В случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе подать заявление в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.

Как установлено судом первой инстанции, решением департамента по регулированию энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области от 25.10.2006 N 1-РГП ОАО "Магаданэнерго" присвоен статус гарантирующего поставщика.

Исходя из смысла статей 3 и 37 Федерального закона N 35-ФЗ, понудить гарантирующего поставщика заключить публичный договор вправе только суд, в связи с чем обоснованы выводы судов обеих судебных инстанций о том, что у муниципального органа отсутствует право принимать акты, обязывающие ОАО "Магаданэнерго" обеспечить электроэнергией конкретного потребителя, поскольку такая обязанность возникает у гарантирующего поставщика в рамках гражданско-правовых отношений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют участие в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.

Органы исполнительной власти субъекта осуществляют участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления полномочия на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую от источника тепловой энергии, обеспечивающего снабжение тепловой энергией потребителей тепловой энергии, расположенных на территории одного муниципального образования.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи органом исполнительной власти Магаданской области контрольных функций на мэрию города Магадана, в связи с чем является правильным вывод судов обеих инстанций о том, что органы местного самоуправления не могут возлагать на гарантирующего поставщика не предусмотренную законодательством об электроэнергетике обязанность по управлению объектами электросетевого хозяйства.

Кроме того, судами обеих инстанций установлено, что спорные объекты электросетевого хозяйства не принадлежат ОАО "Магаданэнерго", поскольку согласно договору от 04.04.2000 N 100, заключенному обществом и ГУП Учреждения АВ-261/4 ГУИН Минюста России по УИН Магаданской области, на электроснабжение, ОАО "Магаданэнерго" доставляет электроэнергию до электроподстанции ПС-35/6 Кв "Уптар" абоненту - ГУП Учреждения АВ-261/4, в связи с чем обоснован вывод суда первой инстанции о том, что общество не несет обязательств перед потребителями коммунальных услуг поселка "Старый Уптар", поскольку гарантирующие поставщики осуществляют поставку электроэнергии на территории своей зоны деятельности.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно признали недействительными пункт 1, пункт 5 постановления мэра города Магадана от 20.02.2008 N 350, как принятые с нарушением законодательства об электроэнергетике, и незаконно возлагающие на ОАО "Магаданэнерго" обязанности по обеспечению электроснабжением не принадлежащих последнему объектов электросетевого хозяйства.

В связи с тем, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 21.07.2008 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу N А37-658/2008-2 Арбитражного суда Магаданской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Резолютивная часть постановления от 22 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2008 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка