• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 года Дело N КА-А40/2977-08


[Поскольку страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются только на государственные пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России, и на установленную Указом Президента РФ от 30.05.94 N 1110 компенсацию в размере 50 руб. до достижения ребенка трехлетнего возраста, на иные виды выплат матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, подлежат начислению страховые взносы, то судебные акты в части признания незаконными решения ГУ МРО ФСС России в части доначисления и требования уплатить недоимку, штраф и пени отменены, в удовлетворении заявленного требования отказано]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, заявитель) в лице структурного подразделения - Межрегионального центра информатизации при Банке России обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (далее - ГУ МРО ФСС России) от 12.04.2007 N 11, 15.

Решением названного арбитражного суда от 28.11.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008, оспариваемые решения признаны недействительными в части доначисления и требования уплатить 60 руб. 02 коп. недоимки, соответствующих штрафа и пени (выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком). В удовлетворении остальной части требования отказано.

На указанные судебные акты кассационные жалобы подали как ГУ МРО ФСС России, так и Банк России.

ГУ МРО ФСС России в жалобе сослалось на несоответствие выводов судов двух инстанций о том, что на выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, сверх установленных государственных размеров, правомерно не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также указало на неправомерное отнесение на фонд расходов по госпошлине в полном объеме.

В свою очередь, Банк России в своей жалобе указал на ошибочность вывода судов двух инстанций о неправомерном исключении из расчетной базы по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплат сотрудникам материальной помощи в случае их временной нетрудоспособности и в связи с лечением. Также указал на нарушение процедуры принятия ГУ МРО ФСС России оспариваемых решений.

В отзыве на жалобу Банк России возражал против отмены обжалованных по делу судебных актов в части произведенных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, сверх установленных государственных размеров.

В судебном заседании представитель ГУ МРО ФСС России поддержал свою жалобу по изложенным в ней доводам и возражал против удовлетворения жалобы Банка России. Представитель Банка России, в свою очередь, просил удовлетворить жалобу банка по приведенным в ней мотивам и отклонить жалобу ГУ МРО ФСС России, считая ее необоснованной.

Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты отмене в части признания недействительными решений ГУ МРО ФСС России, касающихся произведенных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, сверх установленных государственных размеров.

Как установлено судами двух инстанций, в ходе проведенной выездной налоговой проверки структурного подразделения Банка России - Межрегионального центра информатизации по вопросам правильности начисления, уплаты и расходования средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 был выявлен факт занижения базы для начисления страховых взносов в общей сумме 9222263 руб. 09 коп. В частности, установлено, что страхователь не начислил страховые взносы на единовременные выплаты работникам, состоящим в штате, с применением коэффициента к должностному окладу в размере 0,3-1,3, на выплаты за счет средств работодателя работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, сверх установленных государственных размеров, на материальную помощь в случае временной нетрудоспособности и на лечение.

По результатам проверки ГУ МРО ФСС России вынесло решения от 12.04.2007 N 11, 15 о привлечении банка к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в виде штрафа в размере 3688 руб. 91 коп. и о направлении требования об уплате 18444 руб. 53 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 232 руб. 17 коп. пени.

Банк России оспорил эти решения в судебном порядке.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора.

Согласно п.п.2, 4 ст.20 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п.3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, определены Перечнем, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765.

Отказывая в признании недействительными оспоренных по делу решений ГУ МРО ФСС России в части выплат работникам с применением коэффициента к должностному окладу, материальной помощи в случае временной нетрудоспособности и в связи с лечением, суды двух инстанций сослались на то, что указанные выплаты Перечнем не отнесены к числу выплат, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данный вывод судов двух инстанций является правильным.

Ссылка на то, что материальная помощь в случае временной нетрудоспособности и на лечение, оказываемая Банком России в соответствии с Положением о социальном фонде, не входит в систему оплаты и стимулирования труда в Банке России и не является основанием для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отклоняется как неосновательная.

В соответствии с пунктами 7, 8 Перечня страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются лишь на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, в связи со смертью работника или его близких.

Иных оснований для неначисления страховых взносов на оказанную материальную помощь работникам законодатель не установил.

В связи с чем суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о том, что материальная помощь, выплаченная за счет средств социального фонда Банка России работникам, состоящим с трудовых отношениях с Банком России, с учетом механизма произведенных выплат подлежала отнесению к доходам работников, на которые должны начисляться страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В части, касающейся выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, сверх установленных государственных размеров, суды двух инстанций признали оспариваемые акты ГУ МРО ФСС России незаконными. При этом исходили из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" определен размер ежемесячной компенсации в качестве гарантированного минимума. Дополнительная выплата установлена советом директоров Банка России. Эта выплата не признана судами в качестве оплаты работников, поскольку она не связана с выполнением работы по трудовому договору и не входит в систему оплаты труда работников Банка России.

Данный вывод судов двух инстанций является ошибочным.

Согласно пунктам 2, 5 Перечня страховые взносы социального страхования Российской Федерации не начисляются на государственные пособия гражданам, имеющим детей, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также на компенсации, выплачиваемые работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком.

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлен ст.3 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В названной норме, в частности, предусмотрена выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" с 01.01.2001 установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Таким образом, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются только на государственные пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России, и на установленную Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 компенсацию в размере 50 руб. до достижения ребенка трехлетнего возраста.

На иные виды выплат матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста подлежат начислению страховые взносы.

Действующее законодательство не ставит обязанность по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимость от источников произведенных выплат.

В связи с изложенным в этой части принятые по делу судебные акты подлежат отмене как не соответствующие требованиям законодательства.

Поскольку фактические обстоятельства спора установлены судами в полном объеме, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу об отказе Банку России в признании недействительными оспоренных решений ГУ МРО ФСС России от 12.04.2007 N 11, 15 в указанной части (выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком).

Что касается госпошлины, взысканной судом первой инстанции с ГУ МРО ФСС России, то поворот исполнения решения суда в этой части подлежит осуществлению по правилам ст.325 АПК РФ при представлении доказательств списания денежных средств.

Руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2007 по делу N А40-41513/07-108-229, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 N 09АП-781/2008-АК по тому же делу отменить в части признания незаконным решения ГУ МРО ФСС России от 12.04.2007 N 11, 15 в части доначисления и требования уплатить 60 руб. 02 коп. недоимки, соответствующих штрафа и пени (выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком).

В удовлетворении этой части требования отказать.

В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А40-41513/07-108-229
КА-А40/2977-08
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 30 апреля 2008

Поиск в тексте