ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 2 марта 2010 года Дело N Ф09-1130/10-С5

     

[Суды, приняв во внимание, что спорная сумма задолженности образовалась у учреждения до перехода права собственности к городскому поселению, пришли к выводу, что субсидиарную ответственность за задолженность, образовавшуюся у учреждения в период с октября 2006 года по март 2007 года, несет администрация муниципального района, заявленные исковые требования удовлетворены]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ашинского муниципального района (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2009 по делу N А76-7734/2009-52-101 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель администрации Ашинского муниципального района и Комитета по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района - Шевалдин А.А. (доверенности от 23.10.2008 09-7860, от 11.01.2010).

Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-Правовая Защита" (далее - общество "Финансово-Правовая Защита") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования "Ашинский муниципальный район" (далее - Ашинский муниципальный район) в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования задолженности в сумме 3843602 руб. 93 коп., взысканной на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 18.04.2008 по делу N А76-736/2008-20-5 с учреждения муниципальная служба "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам (далее - учреждение).

Определениями суда от 14.05.2009, от 22.07.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение, муниципальное образование "Симское городское поселение" (далее - Симское городское поселение), Комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Симского городского поселения.

Решением суда от 11.08.2009 (судья ...) исковые требования удовлетворены, с Ашинского муниципального района за счет казны муниципального образования в пользу общества "Финансово-правовая защита" взыскано 3843602 руб. 93 коп. задолженности.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 (судьи: ...) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом при разрешении спора положений ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой в собственности органов местного самоуправления районов не может находиться жилищный фонд, в связи с чем ответчик не может быть собственником имущества учреждения и нести субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Заявитель указывает на то, что по акту приема-передачи от 19.06.2006 Симскому городскому поселению были переданы имущество, а также дебиторская задолженность в сумме 12231000 руб., кредиторская задолженность в сумме 16634000 руб.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.04.2008 по делу N А76-736/2008-20-5 с учреждения в пользу муниципального унитарного предприятия "Симское коммунальное хозяйство" взыскано 3843602 руб. 93 коп. задолженности. Суд установил факт неисполнения учреждением обязанности по оплате услуг по договору от 01.04.2002 N 1 на техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда, инженерного оборудования, вывоз твердых бытовых отходов за период с октября 2006 года по март 2007 года.

Арбитражным судом на основании указанного решения выдан исполнительный лист N 194310, в рамках сводного производства N 101 судебным приставом-исполнителем установлено, что принадлежащее учреждению имущество (дебиторская задолженность) является неликвидным, денежные средства отсутствуют, в связи с чем было принято постановление об окончании исполнительного производства.

Муниципальное унитарное предприятие "Симское коммунальное хозяйство" уступило обществу "Финансово-правовая защита" по договору цессии от 29.01.2009 спорную задолженность, в связи с чем определением суда от 12.03.2009 по делу N А76-736/2008-20-5 произведена замена взыскателя по исполнительному листу N 194310 - муниципального унитарного предприятия "Симское коммунальное хозяйство" на его правопреемника - общество "Финансово-правовая защита".

В связи с отсутствием денежных средств у учреждения истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании долга с администрации в порядке субсидиарной ответственности.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из следующего.

Согласно п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (п.1 ст.399 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения является соответствующее публично-правовое образование (п.2 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Законом Челябинской области от 24.06.2004 N 239-30 были установлены статус и границы Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе. Муниципальное образование г.Аша и Ашинский район наделены статусом Ашинского муниципального района, муниципальное образование "Город Сим" наделено статусом Симского городского поселения.

Пунктом 11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона.

До 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законы субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта Российской Федерации. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с названной частью ст.154 Закона N 122-ФЗ, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.

Порядок подготовки законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами определен Законом Челябинской области от 29.11.2007 N 221-ЗО.

Оценив решение Ашинского муниципального района об утверждении перечня имущества, передаваемого Симскому городскому поселению, решение Симского городского поселения об утверждении перечня принимаемого от района имущества, акт приема-передачи от 19.06.2006, свидетельства о праве собственности Ашинского муниципального района на жилищный фонд, Устав учреждения и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.09.2008 N 21335, а также доводы и возражения сторон по правилам, предусмотренным ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, приняв во внимание, что спорная сумма задолженности образовалась у учреждения до перехода права собственности к Симскому городскому поселению, пришли к выводу, что субсидиарную ответственность за задолженность, образовавшуюся у учреждения в период с октября 2006 года по март 2007 года, несет администрация Ашинского муниципального района.

Установив факт отсутствия денежных средств у учреждения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования.

С учетом изложенного доводы администрации, содержащиеся в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции.

Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.ст.286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2009 по делу N А76-7734/2009-52-101 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ашинского муниципального района - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка