ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2010 года Дело N Ф09-10913/09-С3


[Поскольку судами установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной МИ ФНС, не отвечают требованиям приказа Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, суды обоснованно удовлетворили заявление общества о признании оспариваемых действий МИ ФНС незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем обязания МИ ФНС выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания спорной задолженности, которая не подтверждена и возможность взыскания которой утрачена]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2009 по делу N А76-8566/2009-39-53 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Проскура Е.А. (доверенность от 11.03.2009 N 02-32).

Представители открытого акционерного общества "Магнитогорский метизно-калибровочный завод "ММК-МЕТИЗ" (далее - общество, налогоплательщик) надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в адрес лиц, участвующих в деле, копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.02.2009, содержащей данные о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а также об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем возложения на инспекцию обязанности выдать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам, не содержащей сведений о наличии указанной задолженности.

Решением суда от 03.07.2009 (судья ...) заявление общества удовлетворено. Инспекция обязана устранить нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, не содержащей сведений о наличии задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль в сумме 1182620 руб. 68 коп., по налогу на доходы физических лиц по пени в сумме 1410179 руб. 55 коп. и по налоговым санкциям в сумме 763038 руб. 80 коп.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 (судьи: ...) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст.ст.32, 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст.ст.197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование жалобы указано на то, что утрата налоговым органом возможности взыскания в бесспорном и судебном порядке задолженности по налоговым санкция и пеням не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате существующей задолженности. Справка о состоянии расчетов по налогам и сборам, выданная обществу, основана на данных налогового учета, соответствует действительной обязанности налогоплательщика и форме, утвержденной ведомственными нормативными актами. Выводы судов о необходимости исключения из справки данных о наличии задолженности и необходимости указания в справке сведений о невозможности взыскания имеющейся задолженности являются противоречивыми. Выводы судов о нарушении инспекцией прав и законных интересов общества не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, свидетельствующим о наличии неисполненной налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых санкций и пеней. По мнению инспекции, суды вышли за пределы своей компетенции и рассмотрели спор в соответствии с нормами, не подлежащими применению.

В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. По мнению общества, избранный способ защиты нарушенных прав налогоплательщика обеспечивает реальную защиту прав, поскольку налоговым органом не доказаны основания возникновения и размер задолженности по штрафам и пеням, включенной в справку о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того, инспекцией утрачена возможность взыскания данной задолженности.

Как следует из материалов дела, инспекцией по запросу общества выдана справка от 01.02.2009 N 1741 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой указано на наличие у налогоплательщика задолженности по налогу на прибыль по налоговым санкциям в сумме 1182620 руб. 68 коп., по налогу на доходы физических лиц по пени в сумме 1410179 руб. 55 коп., по налоговым санкциям в сумме 763038 руб. 80 коп.

Считая, что отражение в справке о состоянии расчетов с бюджетом указанной задолженности нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции и устранении допущенного нарушения.

Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из того, что инспекцией не подтверждены основания возникновения задолженности по штрафу по налогу на прибыль и утрачено право на взыскание спорной задолженности в бесспорном и судебном порядке, в связи с чем оспариваемые действия инспекции, выразившиеся в отражении в справке о состоянии расчетов с бюджетом сведений о наличии задолженности, возможность взыскания которой утрачена, являются незаконными, и допущенное инспекцией нарушение прав и законных интересов общества подлежит устранению.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подп.10 п.1 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по налогу на доходы физических лиц пени в сумме 1410179 руб. 55 коп. и налоговые санкции в сумме 763038 руб. 80 коп. начислены государственной налоговой инспекцией по Ленинскому району города Магнитогорска по результатам выездной налоговой проверки на основании акта от 25.10.99 N 1141 и постановления от 09.11.99 N 1141. Налоговые санкции по налогу на прибыль в сумме 1182620 руб. 68 коп. начислены до 2001 года. Доказательств оснований возникновения налоговых санкций по налогу на прибыль налоговым органом не представлено. Налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих принятие мер к взысканию указанных сумм налоговых санкций и пеней в бесспорном или судебном порядке.

Сроки для взыскания налоговых платежей, предусмотренные ст.ст.46, 48 Кодекса истекли и инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке задолженности по налогу на доходы физических лиц по пени в сумме 1410179 руб. 55 коп. и налоговым санкциям в сумме 763038 руб. 80 коп., а также по налоговым санкциям по налогу на прибыль в сумме 1182620 руб. 68 коп.

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке от 01.02.2009 N 1741, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.

С учетом изложенного при отсутствии доказательств оснований возникновения обязанности по уплате налоговых санкций по налогу на прибыль, а также при невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, выводы судов о том, что у инспекции не имелось правовых оснований для отражения такой, в том числе неподтвержденной, задолженности в справке о расчетах с бюджетом, без указания на невозможность взыскания данной задолженности, являются правильными.

Судом приняты во внимание доводы общества о том, что отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика тем, что такие сведения в ней будут препятствовать получению обществом справки об отсутствии задолженности, что затрудняет получение в банках кредитов, оформление земельного участка, оформление документов о награждении работников общества государственными наградами и создает препятствия нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Поскольку судами установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суды обоснованно удовлетворили заявление общества о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем обязания инспекции выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания спорной задолженности, которая не подтверждена и возможность взыскания которой утрачена.

Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной Высшим арбитражным судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, в связи с чем подлежат отклонению.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2009 по делу N А76-8566/2009-39-53 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка