ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 23 марта 2010 года Дело N Ф09-1855/10-С3

     

[Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и гл.26.2 НК РФ налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным, заявление о признании недействительным уведомления МИ ФНС об отказе в применении упрощенной системы налогообложения удовлетворено]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2009 по делу N А07-16776/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Каменный век" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным уведомления инспекции от 15.05.2009 N 355 об отказе в применении упрощенной системы налогообложения.

Решением суда от 14.10.2009 (судья ...) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 (судьи: ...) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению заявителя жалобы, инспекция рассмотрела возражения налогоплательщика и в письме от 22.07.2009 N 20-18/12236 подтвердила обоснованность применения им упрощенной системы налогообложения, в связи с чем у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.

Налоговый орган полагает, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогового органа документально подтверждать факт выбора налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.04.2009 общество зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет.

Налогоплательщиком в инспекцию направлено заявление от 30.04.2009 о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Поскольку заявление подано с нарушением пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе, инспекцией в уведомлении от 15.05.2009 N 355 налогоплательщику отказано в применении упрощенной системы налогообложения.

Общество, полагая, что указанное уведомление является незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из отсутствия у инспекции оснований для отказа в применении обществом упрощенной системы налогообложения.

Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно ст.ст.65, 71, ч.4, 5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 01.01.2003.

В силу п.1 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 ст.346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз.2 п.2 ст.84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ).

Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным.

Кроме того, ст.346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.

Судами установлено, что налогоплательщик выполнил предусмотренное п.2 ст.346.13 Налогового кодекса Российской Федерации условие перехода на упрощенную систему налогообложения, а незначительное нарушение им срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не может являться основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, суды сделали правильный вывод об отсутствии у инспекции оснований для вынесения оспариваемого уведомления и отказа обществу в возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения, и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2009 по делу N А07-16776/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка