ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2010 года Дело N Ф09-443/10-С2


[Поскольку обязанность по предоставлению налоговых деклараций по ЕСН, налогу на прибыль, НДС учреждением исполнена, декларации представлены на бумажных носителях, указанные налоги им уплачены, в удовлетворении заявленных требований частично отказано]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.10.2009 по делу N А60-30214/2009-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Концевич Ю.С. (доверенность от 11.01.2010 N 05/03).

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с федерального бюджетного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 58 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - учреждение, налогоплательщик) 1223684 руб. 28 коп. задолженности, в том числе недоимки по налогам в общей сумме 1007771 руб. 15 коп.

Решением суда от 05.10.2009 (судья ...) требования удовлетворены частично. С учреждения взыскана задолженность в сумме 533165 руб. 37 коп., в том числе недоимка по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 1151 руб., пени в сумме 192 руб. 39 коп., штрафы по ЕНВД по ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст.119 Кодекса в сумме 1168 рублей; недоимка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 414342 руб., пени по НДС в сумме 85669 руб. 98 коп., штраф по ст.122 Кодекса в сумме 30642 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Суд исходил из того, что нарушений налогового законодательства учреждением не допущено, налоги в бюджет уплачены, а налоговые декларации на бумажном носителе представлены правомерно.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 (судьи: ...) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - ст.80 Кодекса.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты им в бюджет налогов, в том числе НДС, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), единого социального налога (далее - ЕСН), ЕНВД, налога на прибыль, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2005 по 2007 гг.

В ходе проверки установлено, что учреждением не представлены налоговые декларации за I квартал 2007 года по ЕСН, НДС, налогу на прибыль в соответствующем формате (электронном виде), вследствие чего произошла неуплата налогов и страховых взносов. Вместе с тем данные декларации представлены налогоплательщиком по почте и были получены инспекцией.

По результатам проверки учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.119, п.1 ст.122, ст.123, п.1 ст.126 Кодекса, принято решение от 08.04.2009 N 09-16/27 о проведении начислений в карточку расчета с бюджетом налогоплательщика по ЕСН, НДС, налогу на прибыль, в фонд социального страхования и др.

Налоговый орган в адрес налогоплательщика выставил требование по состоянию на 07.05.2009 N 93 об уплате налога, пени, штрафа в общей сумме 2025045 руб. 89 коп., в том числе по налогу на прибыль, ЕСН, НДС.

Исходя из того, что учреждением налоговые декларации (расчеты) по НДС, ЕСН, налогу на прибыль за I квартал 2007 года представлены не по установленной форме (в электронном виде), ввиду чего считаются не поданными, в связи с чем в карточке лицевого счета суммы, указанные в декларациях (представленных на бумажных носителях) не отражены, уплаченные учреждением налоги были зачтены инспекцией за иные периоды.

С учетом изложенного инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения задолженности.

В соответствии с подп.4 п.1 ст.23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу со ст.80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с названным Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

В ст.80 Кодекса законодатель установил, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В силу п.4 ст.80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ст.80 Кодекса форматы представления налоговых деклараций в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2003 N БГ-3-13/705@ утвержден "Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, сборов, в электронном виде (версия 3:00)", согласно которому данные налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде представляются в виде текстовых файлов в кодировке DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи.

Согласно п.4 ч.1 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместных технических средств. Данная позиция подтверждается письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 02.12.2005 N 03-01-10/9-480.

Приведенные нормы разграничивают виды носителя, на котором представляются налоговые декларации, и способы их представления, однако ни одна из них не налагает на налогоплательщика определенный и единственный способ представления деклараций.

С учетом этого непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет за собой применение ответственности, предусмотренной ст.119 Кодекса.

Согласно п.6 ст.108 Кодекса и ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте совершения налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренных ст.ст.65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами обеих инстанций установлено, что обязанность по предоставлению налоговых декларации по ЕСН, налогу на прибыль, НДС учреждением исполнена, декларации представлены на бумажных носителях, указанные налоги им уплачены.

Кроме того, судами определено, что никаких доначислений налогов в решении инспекции не произведено, а по итогам проверки принято решение от 08.04.2009 N 09-16/27 об отражении доначисленных самим учреждением НДС, налога на прибыль и ЕСН в карточке расчетов с бюджетом, а также инспекцией в ходе налоговой проверки вопрос о неправильном заполнении декларации в части авансовых платежей не исследовался. Акт проверки и решение о привлечении к ответственности не содержат обстоятельства правонарушения, совершенного учреждением, выявленного в результате проведенной проверки, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Ссылка инспекции на то, что налоговая декларация не соответствовала установленному формату представления налоговой отчетности в электронном виде, получила надлежащую правовую оценку судов.

Иные доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, также являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для переоценки выводов судов согласно требованиям ст.286, ч.2 ст.287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.

При таких обстоятельствах выводы судов об исполнении учреждением обязанности налогоплательщика и недопущении им нарушений налогового законодательства являются правомерными.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.10.2009 по делу N А60-30214/2009-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка