ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2010 года Дело N КА-А40/15536-10


[В удовлетворении заявления о признании недействительным решения ФНС о приостановлении действия разрешений на проведение лотерей отказано, поскольку направление в суд заявления об отзыве разрешения является достаточным для принятия решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и не требует установления таких обстоятельств, как характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства]
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: …, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" (ООО "Консалтинговая фирма АМ") является организатором Всероссийских негосударственных бестиражных лотерей "Студенческий билет", "Щит отечества" и "Фермер" на основании разрешений от 29 мая 2007 года N 346, N 347 и от 23 июля 2007 года N 374, выданных Федеральной налоговой службой (ФНС России).

В соответствии с приказом начальника Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2009 года N 01-07/118А сотрудниками инспекциии совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (УФНС России по Санкт-Петербургу) проведена внеплановая проверка Всероссийских негосударственных лотерей "Студенческий билет", "Щит отечества", "Фермер", проводимых оператором лотерей ООО "РусЛото", по результатам которой составлен акт от 5 февраля 2010 года N 1.

На основании полученных данных Межрайонная ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу в порядке п.2 ч.3 ст.24 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) обратилась в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об отзыве указанных разрешений на проведение лотерей.

31 марта 2010 года ФНС России вынесено решение N 2-6-09/0025@, которым приостановлено действие разрешений от 29 мая 2007 года N 346, N 347 и от 23 июля 2007 года N 374 до вступления в законную силу решения суда.

Считая указанное решение незаконным, ООО "Консалтинговая фирма АМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФНС России о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 3 июня 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2010 года, требования общества удовлетворены по заявленным основаниям.

В кассационной жалобе ФНС России просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие порядок приостановления действия разрешения на проведение лотереи.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Консалтинговая фирма АМ" возражал против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене.

Статьей 24 Закона о лотереях установлена ответственность за нарушение данного Закона.

В соответствии с ч.3 названной статьи отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений: 1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи; 2) нарушение организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи; 3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.4 той же статьи одновременно с подачей заявления в суд федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе приостановить действие разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.

Решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и о направлении в суд заявления об отзыве указанного разрешения направляются организатору лотереи в письменной форме с мотивированным обоснованием таких решений не позднее чем через три дня со дня их принятия.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что налоговым органом не обосновано применение данной меры ответственности.

При этом суды со ссылкой на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 14 декабря 2000 года N 244-О, от 7 февраля 2002 года N 16-О, от 5 июля 2001 года N 130-О, от 7 июня 2001 года N 139-О и постановлениях от 21 ноября 2002 года N 15-П, от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, указали на то, что достоверных и документально обоснованных доказательств наличия указанных обстоятельств налоговым органом суду не представлено.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с таким выводом судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.

Возможность приостановления действия разрешения на проведение лотереи в случае направления в суд заявления об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на ее проведение предусмотрена ч.4 ст.24 Закона о лотереях.

Следовательно, принятие решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи непосредственно связано с фактом обращения в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на ее проведение.

Указанное основание, т.е. направление в суд заявления об отзыве разрешения, является достаточным для принятия решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и не требует установления таких обстоятельств, как характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства.

Учитывая, что вынесению оспариваемого по настоящему делу решения ФНС России предшествовало направление в суд заявления об отзыве разрешений ФНС России от 29 мая 2007 года N 346, N 347 и от 23 июля 2007 года N 374, следует признать, что оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не было.

Принимая во внимание изложенное решение Арбитражного суда г.Москвы от 3 июня 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2010 года подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.

Поскольку судом установлены все фактические обстоятельства дела, дополнительного исследования доказательств не требуется, суд кассационной инстанции принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 3 июня 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2010 года по делу N А40-44044/10-92-238 отменить.

В удовлетворении заявления ООО "Консалтинговая фирма АМ" к Федеральной налоговой службе о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы N 2-6-09/0025@ от 31 марта 2010 года о приостановлении действия разрешений от 29 мая 2007 года N 346 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Щит Отечества", от 29 мая 2007 года N 347 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Студенческий билет", от 23 июля 2007 года N 374 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Фермер", выданных ООО "Консалтинговая фирма АМ", отказать.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка