ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2008 года Дело N Ф04-2905/2008(4854-А75-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего В. П. Богатырёва

судей О. И. Антипиной

В. И. Новосёлова рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя - Э.В. Калашникова - по доверенности от 08.05.2008,

от заинтересованных лиц - А.А. Мацко по доверенностям от 15.11.2007 N 167 и от 06.02.2008 N 14-831/8 (01),

кассационную жалобу администрации города Сургута и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.02.2008 (судья Л.А. Членова) по делу N А75-223/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЗапСибПетролиум», г. Сургут, к администрации города Сургута и Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Сургута об оспаривании действий органа местного самоуправления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЗапСибПетролиум», г. Сургут, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к администрации города Сургута (далее - Администрация) и Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Сургута (далее - Департамент) о признании незаконным отказа Департамента, изложенного в письме от 21.09.2007 N 14-6569/7(07) в выдаче акта о выборе земельного участка и об обязании подготовить акт выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции по улице Сосновой напротив автосалона «Новотех» в городе Сургуте.

Решением арбитражного суда от 20.02.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены, производство по делу в отношении Администрации прекращено.

Арбитражный суд исходил из того, что Департамент, отказывая Обществу в выдаче акта выбора земельного участка, превысил свои полномочия, Департамент является надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по делу.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Администрация и Департамент, не согласившись с выводами арбитражного суда, изложенными в решении, просят отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества, указывая, что предоставление земельного участка в аренду или собственность возможно только на основании торгов. Кроме того, в жалобе указано, что Департамент не является надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по делу.

Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного заседания не поступил.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества просил оставить без изменения решение арбитражного суда.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, изложенных в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество 05.09.2007 обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,4 га по ул. Сосновой г. Сургута напротив автосалона «Новотех» для строительства автозаправочной станции.

Департамент письмом от 21.09.2007 N 14-6569/7(07) отказал Обществу в выборе земельного участка, ссылаясь на то, что земельные участки предоставляются на основании торгов.

Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, правомерно исходил из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в себя работы по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов и подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (при наличии одной заявки).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 настоящего Кодекса), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (т.е. на торгах).

Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

Таким образом, земельным законодательством предусмотрены два случая, когда земельный участок для строительства в аренду предоставляется без предварительного согласования, т.е. на торгах: это в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим либо физическим лицом, и в случае, когда земельный участок предоставляется под размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке, которая включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий (в том числе генеральные планы городских и сельских поселений), а также аналогичную документацию о застройке (в том числе проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений), и правилами землепользования и застройки.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен предшествовать выбор участка для строительства.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

В силу статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории города Сургута, а также полномочия Департамента при рассмотрении заявления о выборе земельного участка регулируется Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 (далее - Порядок подготовки и оформления документов).

Данным Порядком подготовки и оформления документов предусмотрены только два основания для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка, предоставляемого в аренду для строительства: наличие двух и более заявлений на один земельный участок, поступивших в течение семи календарных дней со дня принятия первого заявления, и отрицательное заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута.

В соответствии со статьей 4 Порядка подготовки и оформления документов Департамент обеспечивает выбор земельного участка, для чего запрашивает от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города на которой испрашивается земельный участок, ее основных положениях, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного уча для использования в заявленных целях и т.д. и в течение пятнадцати дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка, который выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования.

В случае получения заключения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа о невозможности размещения объекта, заявителю в семидневный срок направляется мотивированный отказ в выборе земельного участка.

Доказательства обращения в Департамент архитектуры и градостроительства с указанным запросом Департамент не представил.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что письмом от 21.01.2008 Общество самостоятельно обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сургута с запросом о возможности строительства на спорном земельном участке автозаправочной станции в соответствии с утвержденным в городе Сургуте градостроительным зонированием. Письмом от 31.01.2008 N 349/8 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сургута подтвердил возможность размещения автозаправочной станции на испрашиваемом земельном участке, который расположен в территориальной зоне П.2.

Как следует из оспариваемого письма Департамент ссылается на «общее правило» предоставления земельных участков для строительства, т.е. на торгах.

Между тем, как правильно указал арбитражный суд, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков в аренду для строительства как с предварительным согласованием места размещения объекта, так и без такового путем проведения торгов в случаях, если земельный участок сформирован, но не распределен (пункт 6 статьи 30 настоящего Кодекса), и в случае размещения объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) (пункт 11 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки города Сургута, утвержденных решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III, градостроительная документация представляет собой документы территориального планирования, документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительный план земельного участка).

Доказательства наличия такой документации на спорный земельный участок, а также доказательства сформированности земельного участка, Департамент не представил, следовательно, не доказал, что спорный земельный участок подлежит предоставлению без предварительного согласования мест размещения объекта и только на торгах.

Между тем, как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута от 31.01.2008 N 349/8, испрашиваемый земельный участок отсутствует в перечне для формирования на торги, Из чего следует, что спорный земельный участок не сформирован, в связи с чем отсутствуют установленные пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления его на торгах.

Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования (в том числе регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований), предусмотренных уставом муниципального образования, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Правилами землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденными Решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД, предусмотрено предоставление земельных участков для строительства как без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах), так и с предварительным согласованием. При этом представительным органом власти, наделенным исключительными полномочиями по установлению порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования, не установлен порядок предоставления земельных участков для строительства в аренду исключительно на торгах.

Из Порядка подготовки и оформления документов следует, что основанием для получения заявителем акта о выборе земельного участка для последующего согласования мест размещения объекта является соответствие испрашиваемого участка виду разрешенного использования, установленного градостроительными регламентами.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне П.2. Согласно статье 52 Градостроительного регламента, Правилам землепользования и застройки на территории города Сургута данная зона предназначена для размещения предприятий III - IV классов вредности. К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне относится, в том числе, использование земельного участка для размещения автозаправочных станций (пункт 17 статьи 52 Правил землепользования и застройки на территории города Сургута)

Таким образом, намечаемый для строительства объект соответствует разрешенному использованию испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с положениями статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на органы, которые совершили эти действия (бездействие).

В данном случае Департамент не представил доказательства наличия установленных Порядком подготовки и оформления документов оснований для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка, не представил доказательства наличия обстоятельств, указанных в пунктах 6, 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствующих предоставлению земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием (наличие сформированного земельного участка и наличие разработанной и утвержденной градостроительной документации на данный земельный участок).

Арбитражный суд обоснованно не принял ссылку Департамента на пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма носит общий характер и раскрывает один из основных принципов земельного законодательства - принцип использования земель согласно их целевому назначению и разрешенному использованию. Порядок предоставления земельных участков для строительства данной нормой не регулируется.

Правомерно арбитражный суд не принял доводы Департамента о том, что он не является органом местного самоуправления, а потому является ненадлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по данному делу.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Как следует из Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений, утвержденного распоряжением мэра города Сургута от 03.09.2002 N 2611, Департамент является структурным подразделением администрации города Сургута, до осуществления разграничения государственной собственности на землю осуществляет в полном объеме права и обязанности муниципального образования в области управления и распоряжения государственными землями. Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, выступает в суде и арбитражном суде от своего имени.

В соответствии с Порядком подготовки и оформления документов выбор земельного участка для строительства обеспечивает именно Департамент.

Поскольку предметом настоящего спора является отказ Департамента в выдаче акта о выборе земельного участка, следовательно, именно он - Департамент является надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по настоящему делу.

На основании изложенного, учитывая, что в нарушение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департаментом не представлены доказательства законности оспариваемых действий, не представлены доказательства наличия обстоятельств, препятствовавших выдаче заявителю акта о выборе спорного земельного участка, а также, учитывая, что земельный участок испрашивается под использование в соответствии с видом разрешенного использования, определенного Градостроительными регламентами, на что имеется положительное заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута, требования Общества удовлетворены правомерно.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.02.2008 по делу N А75-223/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Определение о приостановлении исполнения решения от 17.04.2008 отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 В. П. Богатырёв
 Судьи
О. И. Антипина
В. И. Новосёлов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка