• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2008 года Дело N Ф04-3721/2008(6860-А45-21)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мелихова Н.В.

судей Есикова А.Н.

Тамашакина С.Н.

при участии представителей:

от мэрии города Новосибирска (истца) - Гусева А.А. по доверенности от 09.01.2008 N 01-23-51;

от ответчика - предпринимателя Костомаровой С.Г., Ярошенко А.И. по доверенности от 14.06.2007;

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.06.2008 кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Костомаровой Светланы Геннадьевны на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 (судьи Нагишева О.Б., Кайгородова М.Ю., Марченко Н.В.) N 07АП-274/08 по делу N А45-5501/07-32/134 Арбитражного суда Новосибирской области, установил следующее.

Мэрия города Новосибирска 17.04.2007 обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к индивидуальному предпринимателю Костомаровой Светлане Геннадьевне о запрете осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора на осуществление пассажирских перевозок в порядке, установленном Законом Новосибирской области от 21.07.1999 N 71-ОЗ и решениями Городского Совета Новосибирска от 28.10.1998 N 178, от 03.07.2003 N 179.

Требование исполнительного органа местной власти мотивировано незаконным осуществлением предпринимателем перевозки пассажиров транспортом общего пользования по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения соответствующего договора.

До принятия судебного акта истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил требование в части указания на Закон Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ.

Определением суда первой инстанции от 09.07.2007 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд сделал вывод о том, что у заявителя отсутствует реально осуществимое субъективное материальное право, и посчитал, что выбранный способ защиты не имеет реальных последствий его применения для защищаемого права.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2007 определение суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как характер спора и его субъектный состав соответствуют статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 24.12.2007 в удовлетворении требования мэрии города Новосибирска отказано.

Суд указал на решение суда от 17.10.2007 по другому делу N А45-6112/07-39/185, в котором установлено, что предприниматель Костомарова С.Г. не осуществляет пассажирские перевозки по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения в установленном порядке договора.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 решение суда отменено. Принят новый судебный акт о запрете предпринимателю Костомаровой С.Г. осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора.

Суд апелляционной инстанции посчитал подтвержденным осуществление предпринимателем Костомаровой С.Г. пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети.

В кассационной жалобе предприниматель Костомарова С.Г. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Предприниматель Костомарова С.Г. считает, что право на осуществление перевозок пассажиров возникает у зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с момента получения лицензии и это право не может быть ограничено областным законом.

Из пункта 1 части 3 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пункта 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предприниматель Костомарова С.Г. делает вывод о том, что автомобильные дороги являются территорией общего пользования, соответственно, любой владелец транспортного средства вправе ими пользоваться, в том числе, для перевозки пассажиров, на что орган местного самоуправления не вправе вводить запрет.

В судебном заседании заявитель кассационной жалобы поддержал доводы об отмене постановления суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Мэрия города Новосибирска в отзыве отклонила кассационную жалобу предпринимателя Костомаровой С.Г.

По утверждению мэрии, организация маршрута, кроме разработки схемы движения, предполагает обустройство объектами транспортной инфраструктуры. Меры по предотвращению случаев работы перевозчиков без заключенного с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления договора об организации пассажирских перевозок принимаются Главным управлением внутренних дел по Новосибирской области, Сибирским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта совместно с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

В судебном заседании представитель мэрии возразил против удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя Костомаровой С.Г.

Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, межведомственной комиссией, созданной приказом первого заместителя мэра города Новосибирска от 14.06.2005 N 59, установлены факты перевозок пассажиров транспортом общего пользования - автобусами ПАЗ, принадлежащими предпринимателю Костомаровой С.Г., по муниципальному маршруту города Новосибирска с трафаретом N 1212 «Северо-Чемской жилмассив - Вокзал Главный» без заключения договора с мэрией города Новосибирска.

Требование мэрии города Новосибирска заключается в запрете предпринимателю Костомаровой С.Г. осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора, поскольку предприниматель Костомарова С.Г. самостоятельно определила номер маршрута, вид транспортных средств и их количество для перевозок пассажиров, схему движения маршрута, расписание (график) движения, фактически взяла на себя полномочия по организации транспортного обслуживания в пределах городского округа.

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Городская администрация в области транспорта согласно части 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1530-1 «Об местном самоуправлении в Российской Федерации» осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города.

Также согласно пункту 12 части 2 статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочны в решении вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.

Законом Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ предусмотрена организация маршрутной сети путем привлечения перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основании заключаемых уполномоченными органами договоров об организации пассажирских перевозок.

Санкции за нарушение правил организации осуществления пассажирских перевозок содержатся в статье 10.3. Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ (введенной Законом Новосибирской области от 14.04.2007 N 94-ОЗ) «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.3 названного Закона Новосибирской области, вправе согласно пункту 6 статьи 15.3. этого Закона (введенного Законом Новосибирской области от 07.02.2008 N 204-ОЗ) составлять должностные лица областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания населения.

Решение суда от 17.10.2007 по делу N А45-6112/07-39/185 об отказе предпринимателям, в том числе Костомаровой С.Г., в признании недействующей статьи 10.3. Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях» отменено постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.03.2008 N Ф04-1454/2008 (1591-А45-29). Производство по данному делу об оспаривании предпринимателями ненормативного правового акта прекращено.

Поскольку в сфере публично-правовых отношений по организации транспортного обслуживания населения ответственность предусмотрена административным законодательством, арбитражному суду не подведомственно требование органа местного самоуправления о защите гражданских прав в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вследствие неправильного применения норм материального и неприменения надлежащих норм процессуального права, вынесенные по существу требования мэрии судебных актов судов первой и апелляционной инстанции подлежат отмене.

Так как требование мэрии о запрете осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора на осуществление пассажирских перевозок не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращается.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы возмещаются заявителю из дохода федерального бюджета.

В порядке, предусмотренном статьей 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду первой инстанции произвести поворот исполнения отмененных судебных актов.

Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.12.2007 по делу N А45-5501/07-32/134 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 N 07АП-274/08 отменить.

Производство по делу прекратить.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Костомаровой Светлане Геннадьевне из федерального бюджета Российской Федерации 1 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 24.04.2008.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий Н.В. Мелихов
Судьи А.Н. Есиков
 С.Н. Тамашакин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А45-5501/2007-32/134
Ф04-3721/2008(6860-А45-21)
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 19 июня 2008

Поиск в тексте