ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2008 года Дело N Ф04-3924/2008(7341-А03-31)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего И.В. Макарова судей О.И. Антипиной Т.Я. Шабалковой

рассмотрев без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на решение от 03.03.2008 (судья Н.М. Дружинина) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13452/07-10 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление механизации N 8» Регион, г. Барнаул, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Барнаула,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управление механизации N 8» Регион, г. Барнаул, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Управление) от 13.11.2007 N 23.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Барнаула (далее - Администрация).

Решением арбитражного суда от 03.03.2008 заявление Общества удовлетворено.

Арбитражный суд пришел к выводу о том, что Управление не доказало нарушение норм антимонопольного законодательства действиями Администрации, выразившимися в принятии постановлений от 15.09.2006 N 2491 и от 03.10.2006 N 2690.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшееся по делу решение в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования. По мнению Управления, в отношении спорного земельного участка Администрацией и Обществом были частично выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства объекта, но до 01.10.2005 решение о предварительном согласовании Обществу места размещения объекта Администрацией принято не было, а значит - правоотношение по предоставлению земельного участка для жилищного строительства между Администрацией и Обществом до 01.10.2005 не возникло.

В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Общество, опровергая доводы жалобы, просят решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда первой инстанции, изучив доводы жалобы, отзывы на нее, считает, что принятое по делу решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Управления от 17.04.2007 N 72 в период с 18.04.2007 по 04.05.2007 комиссией Управления проведена проверка Администрации по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проверки установлено, что постановления Администрации от 15.09.2006 N 2491 «О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Управление механизации N 8» Регион места размещения шестнадцатиэтажного жилого дома с объектами общественного назначения, подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка в г. Барнауле по ул. Г. Исакова, 247 «В», и от 03.10.2006 N 2690 «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Управление механизации N 8» Регион для строительства 16-ти этажного жилого дома с объектами общественного назначения, подземной автостоянкой по адресу: г. Барнаул, ул. Г. Исакова, 247 «В», а также заключенный между Администрацией и Обществом договор аренды земельного участка по адресу: г. Барнаул, по ул. Г. Исакова, 247 «В», от 09.02.2007 N 13173 сроком на три года без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства противоречат, по мнению Управления, требованиям статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 18.12.2006) и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам проверки Управлением вынесено решение от 13.11.2007 N 23, согласно которому действия Администрации по принятию постановлений от 15.09.2006 N 2491 и от 03.10.2006 N 2690 признаны противоречащими статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», что повлекло неправомерное предоставление Обществу земельного участка по адресу: г. Барнаул, ул. Г. Исакова, 247 «В».

Указанным решением Администрации выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены указанных в решении постановлений.

Общество, считая, что вынесенное Управлением решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворив заявление Общества о признании недействительным решения от 13.11.2007 N 23 Управления, принял решение без учета следующих норм права и обстоятельств дела.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», вступившей в законную силу с 01.10.2005.

Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

В подпункте «б» пункта 2 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 18.12.2006 N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 232-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что решение о предварительном согласовании места размещения 16-ти этажного жилого дома с объектами общественного назначения, подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка в г. Барнауле, по ул. Г. Исакова, 247 «В», до 1 октября 2005 года не было принято.

Приведенные в решении суда выводы о том, что к правоотношениям между Обществом и Администрацией по предоставлению земельного участка положения статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть применены, поскольку правоотношения возникли до введения в действие статьи 30.1 Кодекса, основаны на неправильном толковании норм земельного законодательства.

В Федеральном законе N 232-ФЗ, принятом 18.12.2006, содержатся положения, придающие названному закону обратную силу, поскольку в нем указано на дату (01.10.2005), после которой земельный участок при отсутствии предварительного согласования места размещения объекта не может быть предоставлен без проведения аукциона.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, придя к выводу о недоказанности Управлением, что действия Администрации по вынесению постановлений от 15.09.2006 N 2491 и от 03.10.2006 N 2690 были направлены на ограничение конкуренции и повлекли за собой ущемление прав других хозяйствующих субъектов на рынке строительства жилья, принял судебный акт с нарушением требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как не исследовал оспариваемое решение от 13.11.2007 N 23 и не дал ему оценки на предмет соответствия закону или иному нормативному правовому акту, не установил наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что указанные обстоятельства в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и направления дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует устранить допущенные нарушения, дать надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела в совокупности, имеющим существенное значение для правильного разрешения данного спора, и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежащими применению в данном случае, после чего принять решение по спору, отвечающее требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.03.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13452/07-10 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 И.В. Макаров
 Судьи
О.И. Антипина
Т.Я. Шабалкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка