• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 года Дело N Ф04-4981/2008(9836-А45-23)



[Поскольку управлением не представлены доказательства, подтверждающие, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков использовались данные, установленные Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, суд пришел к выводу об отсутствии достаточной и достоверной информации о земельных участках, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки земель, и удовлетворил заявление ЗАО]

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: Председательствующего Т.Я. Шабалковой судей О.И. Антипиной В.П. Богатырева

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от ЗАО «Элек5тросигнал» - И.А. Тимошенко по доверенности от 12.10.2007 N 93, от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представители не явились

кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области на решение от 15.02.2008 (резолютивная часть объявлена 13.02.2008) Арбитражного суда Новосибирской области (судьи: И.В. Попова, С.В. Тарасова, О.В. Чернова) и постановление от 28.04.2008 (резолютивная часть объявлена 25.04.2008) Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Н.А. Усанина, В.А. Журавлева, М.Х. Музыкантова) по делу N А45-18919/2006-16/479 (07АП-1973/08) по заявлению закрытого акционерного общества «Электросигнал» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области, Администрации Новосибирской области

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество Электросигнал» (далее - ЗАО «Электросигнал») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее - Управление) и Администрации Новосибирской области о признании частично недействительным постановления Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области", а также об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость и включении ее в земельный кадастр.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.04.2007 производство по делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2007 определение арбитражного суда от 04.04.2007 отменено, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции.

Постановлением суда кассационной инстанции от 20.09.2007 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.01.2008 отклонено заявление Администрации Новосибирской области о пересмотре в порядке надзора постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по основаниям неправильности выводов судов о подведомственности спора арбитражному суду.

Решением от 15.02.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2008, заявленные требования удовлетворены по мотиву их обоснованности.

В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО «Элекросигнал» требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, выводы обеих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Управление считает, что сравнение судами обеих инстанций рыночной стоимости конкретного земельного участка и государственной кадастровой стоимости земель противоречит действующему законодательству. Кроме того, отчет по рыночной стоимости земельного участка и отчет по государственной кадастровой оценке земель составлены в различные периоды времени.

Управление заявляет, что действующее законодательство не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Следовательно, дело об оспаривании постановления Администрации Новосибирской области от 27.072.2005 N 56 неподведомственно арбитражному суду.

ЗАО «Электросигнал» представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.

Администрация Новосибирской области в отзыве на кассационную жалобу считает производство по делу подлежащим прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ЗАО «Электросигнал» отклонила доводы кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Электросигнал» является плательщиком земельного налога и осуществляет свою деятельность на семи земельных участках:

1) с кадастровым номером 54:35:074525:0002, площадью 101 744 кв.м.;

2) с кадастровым номером 54:35:074440:0010, площадью 18 282 кв.м.;

3) с кадастровым номером 54:35:071850:0014, площадью 18 382 кв.м.;

4) с кадастровым номером 54:35:071850:0016, площадью 58 336 кв.м.;

5) с кадастровым номером 54:35:074485:0018, площадью 3 080 кв.м.;

6) с кадастровым номером 54:35:074460:0032, площадью 24 926 кв.м.;

7) с кадастровым номером 54:35:071545:0019, площадью 7 196 кв.м.;

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам кадастровой оценки земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области утверждены постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области", в соответствии с которым определена и утверждена кадастровая стоимость земельных участков заявителя в сумме 721 564 128,87 руб.

Полагая, что указанное постановление в части утверждения кадастровой оценки земельных участков не соответствует действующему законодательству, ЗАО «Электросигнал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, находящихся в собственности ЗАО «Электросигнал», и признании недействительным постановления Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной оценки земель в отношении земельных участков, принадлежащих ЗАО «Электросигнал», суды обеих инстанций сделали правильный вывод, что при проведении оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель.

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ЗАО «Электросигнал» произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, которая составила 261 882 713 руб.

Из отчета и статистических данных следует, что при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков Управлением использовалась информация о сделках с земельными участками.

Вместе с тем, в период 2000 - 2005 годы в г. Новосибирске совершались сделки купли-продажи с земельными участками, заключались договоры аренды земельных участков, осуществлялась продажа земельных участков под приватизированными предприятиями и цена сделок на рынке земельных участков за указанный период в разы отличается от государственной кадастровой стоимости земельных участков, определенной и утвержденной оспариваемым постановлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Проанализировав в совокупности положения Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом пунктов 1.2 и 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337, следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен.

Следовательно, судебные инстанции обоснованно отклонили довод Управления о том, что результатом работ по государственной кадастровой оценке земель поселений являются только удельные показатели кадастровой стоимости.

При этом арбитражные суды обеих инстанций обоснованно отклонили довод Управления о невозможности применения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего процент от рыночной стоимости, поскольку пункт 3 указанной нормы права не отменен, отсылочным не является, имеет прямое действие на территории Российской Федерации.

Кассационная инстанция соглашается с выводом судебных инстанций о необоснованном использовании Управлением информации по сделкам с квартирами, при оценке земельных участков.

Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N п/337 в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, в которой установлена необходимость использования при расчетах кадастровой стоимости земельных участков поселений различных данных о сделках с земельными участками, а также учитывать площадь земельного участка, вид территориальной зоны, вид функционального использования земельного участка и факторы местоположения и окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Поскольку Управлением не представлены доказательства, подтверждающие, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков использовались указанные выше данные, установленные Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии достаточной и достоверной информации о земельных участках, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки земель.

Кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Судами обеих инстанций правомерно удовлетворены требования об удовлетворении заявления в части признания недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих ЗАО «Электросигнал», а также о признании недействительным постановления Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении спорных земельных участков, принадлежащих ЗАО «Электросигнал».

Из совокупности положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом пункта 1.2 и подпункта "б" пункта 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337 следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен. Кадастровая оценка земельных участков осуществляет на основании специального правового регулирования, и только в случае отсутствия специальных норм, применяются положения общего характера, установленные в законодательстве об оценочной деятельности.

С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в обжалуемой части.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.04.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18919/06-16/479(07АП-1973/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.Я. Шабалкова

 Судьи
 О.И. Антипина
В.П. Богатырев

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф04-4981/2008(9836-А45-23)
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 14 августа 2008

Поиск в тексте