ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 года Дело N Ф04-3548/2009(8890-А02-23)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: Председательствующего Т.Я. Шабалковой судей И.В. Макарова В.П. Богатырева
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горянка» на решение от 03.03.2009 (судья А.Н. Масалов) Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1268/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горянка» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору с участием третьего лица - Государственного учреждения Республики Алтай «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Горянка» (далее - ООО «Горянка», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление), Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) о признании незаконными действий должностных лиц по проведению плановой проверки и взыскании убытков в размере 113 652,40 руб.
Решением от 03.03.2009 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ООО «Горянка» просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
По мнению Общества, судом неправильно дана оценка положениям Минсельхоза России от 06.05.2008 N 238 «Об утверждении Инструкции по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения».
Общество не согласно с выводами суда о явной недоброкачественности продукции только потому, что продукция животного происхождения находилась в холодильнике в полипропиленовых мешках обезличенная, без маркировки, содержащей предусмотренные законом сведения о наименовании продукта, изготовителе, дате изготовления и дате упаковки пищевого продукта, условиях хранения, пищевой ценности.
Россельхознадзором представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15.10.2008 государственными инспекторами Управления на основании распоряжения от 01.10.2008 N 02-19/362 была проведена плановая проверка ООО «Горянка» на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, в ходе которой были выявлены нарушения статьи 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Результаты проверки оформлен актом от 15.10.2008 N 03-01/88.
Директору ООО «Горянка» 16.10.2008 направлено предписание N03-01/39 о помещении на изолированное хранение спорного мяса на период необходимый для проведения экспертизы и принятия решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении.
Обществу предписано получить заключение-предписание Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай о дальнейшем использовании изолированного мяса.
Комиссией в составе сотрудников Роспотребнадзора, Комитета Ветеринарии, Ресветстанции, Россельхознадзора и Общества 05.11.2008 был составлен акт осмотра холодильной камеры и установлено наличие признаков порчи опечатанного мяса, а 12.11.2008 был составлен акт уничтожения продукции.
Считая действия Управления незаконным и нарушающими права и законные интересы ООО «Горянка», Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации N 4979-1 от 14.05.1993 «О ветеринарии» одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации. Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере.
Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 2.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» осуществляется в числе прочих федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации.
Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение) установлено, что Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
В соответствии с пунктом 4 Положения, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (далее - Постановление N 201) Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Территориальным органом Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай.
В соответствии с пунктами 1-3 Постановления N 201 Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее - закрепленная сфера деятельности); Россельхознадзор находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.
Россельхознадзор в соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Постановления N 201 осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе: - надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения; - надзор за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации при организации строительства (реконструкции, модернизации) объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию; - ветеринарный и фитосанитарный надзор за производственной деятельностью в морских рыбных портах и на судах рыбопромыслового флота. Кроме того, в силу подпункта «г» пункта 6 Постановления N 201 к компетенции Россельхознадзора дополнительно отнесены также организация и осуществление надзора на государственной границе Российской Федерации, а также на транспорте в закрепленной сфере деятельности.
Аналогичные полномочия предоставлены Управлению и изложены в Положении об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, утвержденном приказом Россельхознадзора от 09.04.2008 N 92.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Управление обладает полномочиями по надзору за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии в ходе проверки нарушений должностными лицами, проводящими проверку, исходя из следующего.
Как установлено судом, проверка Общества проводилась специалистами отдела ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте на основании распоряжения от 01.10.2008 N 02-19/362 в соответствии с планом проверок предприятий Республики Алтай. О проведении проверки Общество было уведомлено письмом от 06.10.2008.
В ходе проверки был выявлен факт хранения продукции животного происхождения в полипропиленовых пакетах обезличенной, без маркировки, без содержания сведений о наименовании продукта, условиях хранения, пищевой ценности.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие положения» предусмотрено содержание информации о товаре на этикетках, ярлыках либо листах-вкладышах упакованных пищевых продуктов.
Суд первой инстанции правомерно не принял в качестве доказательств ветеринарные справки и справки Администраций Сетовского сельсовета Советского района и Айского сельсовета Алтайского района Алтайского края, так как отсутствие маркировки не позволило проверяющим идентифицировать спорную продукцию.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-сантитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Без проведения экспертизы подлежит утилизации или уничтожению пищевая продукция, при наличии следующих условий:
1) владелец продукции не может подтвердить ее происхождение;
2) продукция имеет явные признаки недоброкачественности и представляет в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека.
Аналогичные условия содержатся в постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении».
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Общества о необходимости составления акта отбора образцов и проведения экспертизы.
Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что ООО «Горянка» несвоевременно исполнено заключение-предписание Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай от 16.10.2008 о дальнейшем использовании изолированного мяса.
При таких обстоятельствах, установив правомерность действий Управления по проведению проверки, нарушение Обществом требований законодательства по соблюдению маркировки мясной продукции, несвоевременность исполнения Обществом заключения-предписания о дальнейшем использовании изолированного мяса, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Управления по проведению проверки и понесенными Обществом убытками.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены правильно, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.03.2009 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1268/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий
Т.Я.Шабалкова
Судьи
В.П.Богатырев
И.В.Макаров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка