• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2009 года Дело N Ф04-3870/2009(9768-А75-29)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: Председательствующего Беловой Л.В. судей Ильина В.И. Финько О.И. рассмотрев в судебном заседании с участием представителя заинтересованного лица Габидуллиной Р.А. по доверенности N 01 от 28.05.2009 представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился,

кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре г. Нефтеюганск на решение от 15.01.2009 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (судья Т.П. Кущева) и постановление от 07.04.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи А.Н. Лотов, О.А. Сидоренко, Н.А. Шиндлер) по делу N А75-4873/2008 по заявлению Нефтеюганского районного муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального обслуживания" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре г. Нефтеюганск о признании незаконными решений,

УСТАНОВИЛ:

Нефтеюганское районное муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального обслуживания" (далее по тексту предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений N 28820 от 23.05.2008 и N 29157 от 06.06.2008 межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты - Мансийскому автономному округу -Югре г. Нефтеюганск (далее по тексту инспекция) о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, и возврате незаконно удержанной суммы налогов, пеней и штрафов в размере 1 598 861,33 руб.

Решением от 15.01.2009 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда требования предприятия удовлетворены частично. Признано недействительным решение N 28820 от 23.05.2008. Прекращено производство в части отказа заявителя от требований. Оставлено без рассмотрения требование в части возврата незаконно удержанной суммы штрафов, пеней и налогов в размере 1 598 861,33 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований и принять по делу новое решение об отказе в этой части в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что суды дали неверную оценку доводам налогового органа, неправильно истолкован материальный закон.

В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу от предприятия к началу судебного заседания не поступил.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав пояснение представителя, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.03.2008 было принято к производству заявление предприятия о признании его банкротом.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2008 по делу N А75-1801/2008 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

В связи с неисполнением требования N 19775 об уплате единого социального налога (далее по тексту ЕСН) и пени по нему, по состоянию на 08.04.2008 в срок до 28.04.2008, инспекцией 23.05.2008 вынесено решение N 28820 о взыскании ЕСН, пени в общей сумме 174 133,20 руб. за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика.

В связи с неисполнением предприятием требования N 3320 об уплате налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ), пени и штрафа в срок до 30.05.2008, инспекцией 06.06.2008 вынесено решение N 29157 о взыскании налога, пени и штрафа в общей сумме 8 087 209,61 руб. за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика.

На основании выставленных инкассовых поручений с предприятия взысканы налоги, пени и штрафы в общей сумме 1 598 861,33 руб.

Считая указанные решения недействительными, а взыскание на их основании сумм налогов, пеней и штрафа незаконным, предприятие обжаловало решения и действия инспекции в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования в части, арбитражные суды исходили из того, что задолженность по ЕСН не является текущими платежами, поэтому подлежит включению в реестр требований кредиторов, налоговый орган не вправе производить взыскание указанных платежей вне рамок дела о банкротстве.

Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.

Согласно статье 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве) (далее по тексту Закон о банкротстве) требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Порядок применения положений пункта 1 статьи 5 Закона разъяснен в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".

В пункте 8 данного Постановления указано, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (в том числе единый социальный налог), судам надлежит исходить из следующего: если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим (пункт 9 Постановления от 22.06.2006 N 25).

Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В силу пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, в требование N 19755 включены авансовые платежи по ЕСН со сроком уплаты 15.11.2007, 17.12.2007, 15.01.2008, следовательно, вывод арбитражных судов о том, что указанные суммы ЕСН не являются текущими платежами, основан на всестороннем и полном исследовании представленных сторонами доказательств, с правильным применением норм материального права.

Доводы инспекции, изложенные в жалобе, о том, что недоимка по ЕСН могла быть установлена не ранее 30.03.2008, не могут быть приняты кассационной инстанцией, так как в самом требовании не содержится ссылок на камеральную проверку представленной обществом налоговой декларации, а основание предъявления ЕСН ко взысканию указано невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством.

Таким образом арбитражными судами правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.01.2009 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 07.04.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4873/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.В.Белова
Судьи
В.И.Ильин
О.И.Финько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-4873/2008
Ф04-3870/2009(9768-А75-29)
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 02 июля 2009

Поиск в тексте