ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2009 года Дело N Ф04-4103/2009(10364-А46-37)

Резолютивная часть постановления оглашена 20.07.2009.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Комковой Н.М., судей Перминовой И.В., Чапаевой Г.В., рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью «Кратос-центр»- Репина Л.Н. по доверенности от 25.08.2008;

от заинтересованного и третьих лиц: Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Омской области и Правительства Омской области - представители не явились, стороны извещены надлежащим образом;

от третьего лица: администрации города Омска - Окишев К.В. по доверенности от 02.04.2009 N 02-24/2006;

кассационную жалобу Администрации города Омска на постановление от 13.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23685/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кратос-центр» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области при участии третьих лиц - Правительства Омской области, Администрации города Омска о признании незаконными действий и понуждении устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Кратос-Центр» (далее - ООО «Кратос-центр», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление) о признании незаконными действий, совершенных 27.12.2007 по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 74 640 201,44 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 997,67 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3042 площадью 14 935 кв.м., предоставленного для производственных целей под строение, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ города Омска, улица Омская, дом 214, и понуждении исключить из государственного кадастра недвижимости указанные экономические характеристики.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на положения Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, полагая, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3042 без надлежащего утверждения её (стоимости) нормативным правовым актом неправомерно внесены 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости.

Определением Арбитражного суда Омской области от 05.12.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Омской области, Администрация г. Омска.

Решением от 03.02.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Постановлением от 13.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции от 03.02.2009 отменено, по делу принят новый судебный акт.

Действия, совершённые Управлением 27.12.2007 на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 74 640 201,44 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 997,67 руб.. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3042 площадью 14 935 кв.м., предоставленного для производственных целей под строение, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ города Омска, улица Омская, дом 214, признаны незаконными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 N 215.

Суд обязал Управление исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 74 640 201, 44 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 997, 67 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3042 площадью 14 935 кв.м., предоставленного для производственных целей под строение, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ города Омска, улица Омская, дом 214, внесенные на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Администрация не согласилась с судебным актом апелляционной инстанции, обжалует его в кассационном порядке, просит его отменить и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции, сославшись в кассационной жалобе на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; в декабре 2007 заинтересованное лицо не могло вносить сведения в государственный кадастр недвижимости, так как в силу соответствующего нормативного акта он появился в марте 2008; доводы суда не аргументированы относительно выводов по непроведению кадастровой оценки земельного участка и определения её в нарушение норм законодательства Российской Федерации на основании средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков квартала; фактически кадастровая оценка земельного участка была проведена и на день подачи заявления в суд (03.12.2008), а также на дату вынесения судебных актов (03.02.2009 и 13.05.2009) в государственном кадастре недвижимости находилась рассчитанная в ходе государственной кадастровой оценки земель и утвержденная постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п кадастровая стоимость земельного участка, с момента вступления в силу данного ненормативного акта её нахождение в кадастре стало законным и обоснованным, а применение именно этой кадастровой стоимости - обязательным для всех участников процесса и третьих лиц и нарушение права заявителя стало невозможным, поэтому, по мнению кассатора, отсутствовали основания для исключения кадастровой стоимости из государственного кадастра недвижимости.

В своих отзывах Правительство Омской области и Управление Роснедвижимости по Омской области поддержали доводы кассационной жалобы, указав, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 включены в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п и были опубликованы 25.12.2007 в газете «Омский вестник» N 127, обязательному утверждению органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель в виде удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе видов разрешенного использования для каждого квартала населенного пункта и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и утверждение органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации кадастра стоимости каждого земельного участка законодательством Российской Федерации не предусмотрено, поэтому выводы арбитражного суда апелляционной инстанции не соответствуют нормам материального права, в силу чего оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а кассационная жалоба- удовлетворению.

По делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.07.2009 до 16 час. 20.07.2009 судебное заседание было продолжено.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзывов заинтересованных сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Кратос-Центр» является собственником земельного участка площадью 14935 кв.м. с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3042, предоставленного для производственных целей под строение, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ города Омска, улица Омская, дом 214, приобретенного по договору купли-продажи от 29.06.2007 N 944/2007 (л.д. 16-19 т. 1).

Правительством Омской области принято постановление от 19.12.2007 N 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Результаты государственной кадастровой оценки земель переданы Управлению 27.12.2007 и были внесены в государственный кадастр недвижимости следующие экономические характеристики, а именно: кадастровая стоимость в размере 74 640 201,44 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 997,67 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3042 площадью 14 935 кв.м., предоставленного для производственных целей под строение, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ города Омска, улица Омская, дом 214 (л.д. 21, 48 т. 1).

Полагая, что действия, совершенные Управлением 27.12.2007 по внесению сведений о кадастровой стоимости названного выше земельного участка, а также удельного показателя кадастровой стоимости, не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы ООО «Кратос-Центр» по исчислению и уплате законно установленного земельного налога, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что на момент оспариваемых действий действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», в соответствии с которым сведения о кадастровой стоимости, вносились в государственный земельный кадастр, и Управление не совершало и не могло совершать действий по внесению сведений о кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, поскольку внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости стало возможным после принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в силу с 01.03.2008.

Суд первой инстанции на основании пунктов 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний установил, что результаты работ по государственной оценке земель не ограничены удельными показателями кадастровой стоимости и в соответствии с пунктами 9 и 10 Правил проведения государственной оценки земель результаты государственной оценки земель после утверждения их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат внесению в государственный земельный кадастр.

Вместе с тем, установив, что кадастровая стоимость земельных участков, указанная в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П (в первоначальной редакции), не утверждена, тем самым нарушена процедура включения сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельных показателей кадастровой стоимости за один квадратный метр в государственный земельный кадастр без утверждения их результатов субъектом Российской Федерации, арбитражный суд посчитал, что данные действия не повлекли нарушений прав и законных интересов Общества, поскольку решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 «О земельном налоге на территории города Омска» частично определены элементы налогообложения, порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога изложены в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе порядок определения налоговой базы, и пришел к выводу, что налогооблагаемая база по земельному налогу установлена. Также суд первой инстанции указал, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, соответствуют сведениям, содержащимся в отчете ФГУП «ФКЦ «Земля», и не противоречат сведениям, содержащимся в постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что внесение Управлением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка без её надлежащего утверждения путем принятия нормативно правового акта нарушает права и законные интересы Общества, связанные с уплатой земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении о ней данных в государственный кадастр недвижимости.

Суд кассационной инстанции исходит из следующих норм права и установленных судами обстоятельств.

Общество оспаривало действия Управления, произведенные 17.12.2007 по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости приобретенного 29.06.2007 года земельного участка без надлежащего утверждения её размера нормативным правовым актом, то есть процедуру внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. Сам размер кадастровой стоимости земельного участка Обществом не оспаривался в этом деле.

Согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке от 18.03.2008 земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3042 в государственный кадастр недвижимости внесен 28.02.2006, в том числе в нем (кадастре) указана его кадастровая стоимость в сумме 74 640 201,44 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 4 4997,67 руб. В качестве особых отметок указано, что кадастровая стоимость рассчитана на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п (л.д. 48 т. 1).

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (в редакции от 04.12.2006, действовавшего в период издания постановления от 17.12.2007 N 174-п) «О государственном земельном кадастре», сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) вступил в силу с 01.03.2008.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Из пункта 3 названных выше Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Анализ части 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 N 316 (в редакции от 17.09.2007) позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше положений земельного законодательства и Правил проведения государственной оценки земель, а также пунктов 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» Правительством Омской области в пределах его полномочий принято постановление от 17.12.2007 N 174-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальному району, в том числе в границах кадастрового квартала 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

К видам разрешенного пользования согласно приложения к Постановлению N 174-п были отнесены:

-земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;

-земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;

- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;

-земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;

-земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

-земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;

-земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;

-земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;

-земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

-земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

-земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;

-земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;

-земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;

-земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;

-земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

Таким образом, Постановлением N 174-п в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.

Общество в данном деле не оспаривает невозможность определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с учетом Постановления N 174-п в редакции от 19.12.2007.

Ссылки Общества на Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент), утвержденный Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, не могут быть приняты как обоснование законодательно установленной обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждать кадастровую стоимость каждого отдельного взятого земельного участка в связи с неверным толкованием налогоплательщиком положений указанных подзаконных актов.

То обстоятельство, что одной из первых административных процедур при проведении государственной кадастровой оценки земель является формирование перечня земельных участков, не является доказательством нормативно установленной обязанности органа исполнительной власти по утверждению кадастровой стоимости каждого земельного участка согласно перечня. Кроме того, как следует из приложения N 1 к Административному регламенту, перечень земельных участков формируется внутри каждого кадастрового квартала с указанием номера участка, видов разрешенного и фактического пользования, площади в кв.м., сведений о правах и т.п. в целях, перечисленных в пункте 6.4. Административного регламента, - для использования сведений при определении кадастровой стоимости (при этом отсутствует указание на использование указанных сведений при утверждении кадастровой стоимости).