• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июля 2009 года Дело N Ф04-3934/2009(9873-А45-41)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: Председательствующего А.А. Кокшарова судей С.А. Мартыновой О.Г. Роженас

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Новосибирска на постановление от 25.03.2009 (судьи А.В. Солодилов, Т.А. Кулеш, Е.А. Залевская) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17632/2008 по заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Новосибирска к индивидуальному предпринимателю Воскобойниковой Земфире Якфаровне о взыскании штрафных санкций в размере 123 рублей 70 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Новосибирска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Воскобойниковой Земфиры Якфаровны (далее - Предприниматель) штрафных санкций в сумме 123 рублей 20 копеек за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за 2007 год.

Решением от 25.11.2008 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования были удовлетворены.

Постановлением от 25.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции было отменено и принят новый судебный акт об отказе Управлению в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Управление, полагая, что вывод суда апелляционной инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции, делая вывод об отсутствии оснований для привлечения Предпринимателя к ответственности, не указал какими нормами права он руководствовался.

В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность принятых по делу судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки должностным лицом Управления был составлен акт от 08.05.2008 N 708 об обнаружении в действиях (бездействиях) индивидуального предпринимателя З.Я. Воскобойниковой фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.

На основании акта начальником Управления было принято решение от 16.06.2008 N 708 о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 2007 год в виде взыскания штрафа в сумме 123 рублей 20 копеек.

Во исполнение указанного решения, 16.06.2008 Предпринимателю Управлением было выставлено требование N 708 с предложением уплатить сумму финансовых санкций в добровольном порядке в десятидневный срок со дня получения требования.

Оставление Предпринимателем требования без исполнения послужило основанием для обращения Управления с заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требование Управления, исходил из доказанности факта нарушения Предпринимателем статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Седьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Управлению в удовлетворении заявленного требования, посчитал, что лицо не осуществляющее предпринимательскую деятельность, не может нести обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах. При этом отсутствие регистрации о прекращении деятельности правового значения не имеет.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы, не соответствующие материалам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

На основании статьи 16 указанного выше Закона, органы Пенсионного фонда обязаны обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные данным Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также имеют право требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным.

В силу статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с нормами законодательства распространяется обязательное пенсионное страхование.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.

С учетом изложенного Предприниматель независимо от осуществления (либо неосуществления) деятельности и получения (неполучения) доходов в 2007 году должен уплачивать в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированного платежа, то есть в размере 1 232 рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, которые в соответствии со статьей 8 данного Закона сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Пунктом 5 статьи 11 названного Закона N 27-ФЗ установлены сведения, которые представляют физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Согласно пункту 6 статьи 11 указанного Закона сведения, предусмотренные пунктом 5 данной статьи, представляют вместе с копией платежного документа. Застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период ежегодно до 1 марта (пункт 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 и действующей до настоящего времени).

В соответствии с частью 3 статьи 17 названного Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Установив факт непредставления Предпринимателем за 2007 год документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованном привлечении его к ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде 123 рублей 20 копеек штрафа.

В связи с указанным суд кассационной инстанции отменяет постановление суда апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 25.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17632/2008 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.11.2008.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.А.Кокшаров
Судьи
С.А.Мартынова
О.Г.Роженас

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А45-17632/2008
Ф04-3934/2009(9873-А45-41)
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 06 июля 2009

Поиск в тексте