• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2009 года Дело N Ф04-4250/2009(10635-А27-6)

(10635-А27-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего В.П. Богатырёва судей О.И. Антипиной Т.Я. Шабалковой рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя - А.А. Санникова по доверенности от 22.01.2009 N 21,

от заинтересованного лица - О.Л. Нестеренко по доверенности от 11.01.2009 N 1,

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Областная лизинговая компания «Сельхозтехника», г. Кемерово, на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда 06.05.2009 по делу N А27-1399/2009 (судьи Л.И. Жданова, В.А. Журавлева, М.Х. Музыкантова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Областная лизинговая компания «Сельхозтехника», г. Кемерово, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Областная лизинговая компания «Сельхозтехника», г. Кемерово, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск, (далее - Управление) от 19.12.2008 N 04-02/08-392П о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 55 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2009 удовлетворены заявленные Обществом требования.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда 06.05.2009 решение арбитражного суда отменено, принят новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда.

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что на основании Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 N 307 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовому мониторингу» и в соответствии с приказом Управления от 24.11.2008 N 195 проведена проверка исполнения Обществом требований Федерального закона за период с 16.08.2006 по 01.12.2008.

В ходе проверки установлено, что в нарушении статей 6, 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ Общество документально не зафиксировало сведения о 26 операциях, подлежащих обязательному контролю, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и не представило в Управление сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю. Кроме того, в нарушении пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ должностное лицо, ответственное за соблюдение в организации правил внутреннего контроля и реализацию его программы, не назначено.

По результатам проверки Управлением составлены акт от 04.12.2008 N 123 В, протокол об административном правонарушении от 04.12.2008 N 04-02/08-392 и вынесено постановление от 19.12.2008N 04-02/08-392П о назначении Обществу административного наказания по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 55 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, принял по существу правильный судебный акт, исходя из следующих обстоятельств и норм материального права.

Как видно из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; (в редакции Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ) организации федеральной почтовой связи; (в редакции Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ) ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 131-ФЗ); организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; (в редакции Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ); организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 131-ФЗ); организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ); организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 147-ФЗ). Данной нормой закона определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся лизинговые компании.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 настоящего Федерального закона.

Статья 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ содержит исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.

В Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ отсутствует норма, указывающая на то, что организации, перечисленные в статье 5 настоящего Федерального закона, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют их деятельности.

Из пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ следует, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Арбитражным судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и уставу Общество является лизинговой компанией, основным видом экономической деятельности которой является финансовой лизинг (ОКВЭД 65.21).

Из материалов дела следует, что Обществом по трем договорам финансовой аренды (лизинга) получено недвижимое имущество, а также по 23 договорам субаренды, которые по своей сути являются договорами сублизинга, передано недвижимое имущество.

Как верно указал Седьмой арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» сублизинг - особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга.

То есть заключенный договор сублизинга представляет собой вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

Таким образом, вывод Седьмого арбитражного апелляционного суда о том, что отношения, возникающие из заключенных Обществом договоров субаренды, по сути, являются лизинговыми отношениями, в связи с чем, Общество обязано соблюдать требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и направления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, является законным и обоснованным.

Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как юридических лиц, так и должностных лиц.

Седьмой арбитражный апелляционный суд сделал правомерный вывод о том, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания должностными лицами Управления в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывались характер совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие в соответствии со статьей 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации отмену принятого по делу судебного акта, арбитражным судом кассационной инстанции не установлены.

Оснований для отмены принятого по делу постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу N А27-1399/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
В.П.Богатырёв
Судьи
О.И.Антипина
Т.Я.Шабалкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-1399/2009
Ф04-4250/2009(10635-А27-6)
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 21 июля 2009

Поиск в тексте