ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 августа 2009 года Дело N Ф04-4567/2009(11942-А46-37)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Комковой Н.М., судей Отческой Т.И., Поликарпова Е.В., рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон: от заявителя: Окишев К.В. по доверенности от 07.07.2009 N 4201; от заинтересованных лиц: Новоселов А.Н. по доверенности от 18.12.2006 N 29620, удостоверение N 337926; от третьих лиц: представители не явились, стороны извещены надлежащим образом;

кассационную жалобу Департамента финансов и контроля Администрации города Омска на решение от 11.03.2009 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) и постановление от 26.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-24516/2008 по заявлению Департамента финансов и контроля Администрации города Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12, при участии третьих лиц - Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа, Жилищного управления администрации Ленинского административного округа, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Департамент финансов и контроля Администрации города Омска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС по ЛАО г. Омска), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС N 12 по Омской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении процедуры исключения Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа (далее - Управление коммунального хозяйства) и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа (далее - Жилищное управление) из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и понуждении провести процедуру исключения указанных выше юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Решением от 11.03.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая, что статья 21.1 Закона о государственной регистрации является специальной нормой, предусматривающей возможность исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра вне зависимости от оснований, установленных гражданским законодательством, а наличие совокупности условий, предусмотренных указанной статьей, порождает у регистрирующего органа обязанность по инициации процедуры исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра; считает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие проведение ликвидационными комиссиями мероприятий по добровольной ликвидации, по его мнению, эти действия приостановлены.

При этом кассатор ссылается на пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» от 20.12.2006 N 67.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что в качестве юридических лиц Управление коммунального хозяйства зарегистрировано 23.04.1991, Жилищное управление 15.09.1993.

Департамент 03.09.2008 обратился в ИФНС по ЛАО г. Омска с предложением о проведении в отношении вышеуказанных юридических лиц мероприятий по исключению их из ЕГРЮЛ как недействующих в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).

С аналогичным письмом Департамент обратился в МИФНС N 12 по Омской области.

Сообщениями от 08.09.2008 N 04-21/32733 и 26.09.2008 N 07-22/22265 МИФНС РФ N 12 по Омской области и ИФНС по ЛАО г. Омска проинформировали Департамент, что формирование списков юридических лиц, попадающих в категорию недействующих предприятий, возложено на налоговые органы. На основании указанных списков регистрирующим органом принимаются решения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. В сообщениях также содержалась информация о невозможности передать на ликвидацию вышеуказанные организации в связи с наличием у них задолженности перед бюджетом.

Полагая, что бездействие по исключению названных предприятий из ЕГРЮЛ противоречит Закону о регистрации, Департамент обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций указали, что бездействие налоговых органов не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя; у регистрирующих органов, при наличии совокупности признаков недействующего юридического лица, автоматически не возникает обязанности по инициированию административной процедуры исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ; действующее законодательство не допускает одновременного применения административной процедуры прекращения деятельности юридического лица и гражданско-правовой процедуры ликвидации; ИФНС N 12 по ЛАО г. Омска заявило как кредитор требования к ликвидационным комиссиям Управления коммунального хозяйства и Жилищному управлению о погашении имеющейся задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Суд кассационной инстанции поддерживает позицию арбитражных судов и исходит из следующего.

Согласно постановлений от 16.09.1997 и 31.12.1997 N 1620 и N 2421, положениям об Управлении коммунального хозяйства и о Жилищном управлении они (управления) является самостоятельными структурными подразделениями администрации Ленинского административного округа, подчиняются главе администрации и первому заместителю главы администрации округа (л.д. 26, 27, 38 т. 1) и прекращение деятельности производится по решению администрации округа (л.д. 31, 39 т.1).

Департамент является структурным подразделением администрации города Омска, осуществляет управление финансами муниципального образования город Омск и от его имени, подчинен и подотчетен мэру города Омск (л.д. 40 т. 1).

Таким образом, Управление коммунального хозяйства, Жилищное управление и Департамент являются самостоятельными и не зависимыми друг от друга учреждениями, на которые органами исполнительно власти возложены определенные функции, поэтому на основании пункта 2 статьи 29, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к правильному выводу о том, что непринятие мер по исключению из ЕГРЮЛ Управления коммунального хозяйства и Жилищного управления не затрагивают и не нарушают прав и законных интересов Департамента.

Распоряжениями от 06.04.2004 и 15.11.2005 N 136 и N 205 (л.д.48, 49, 64 т. 1) администрацией Ленинского округа приняты решения о ликвидации Управления коммунального хозяйства и Жилищного управления, утвержден состав ликвидационной комиссии, о чем поданы соответствующие заявления в налоговый орган и произведены записи в ЕГРЮЛ (л.д. 50-53, 56, 58-63, 65, 71 т. 1).

Следовательно, непредставление отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, а также неосуществление операций по счетам в течение последних двенадцати месяцев (или признаки фактического прекращения деятельности юридических лиц) вызвано начавшейся процедурой их ликвидации, установленной положениями гражданского законодательства.

Кроме того, Закон о государственной регистрации не содержит безусловной обязанности регистрирующего органа по проведению процедуры прекращения деятельности юридического лица в административном порядке по заявлению учредителя, после принятия им решения о ликвидации.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов арбитражных судов, содержащихся в судебных актах, и не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку они в полном объеме исследованы арбитражными судами, им дана правильная правовая оценка на основе всестороннего исследования обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.

Суд первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.03.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-24516/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.М.Комкова
Судьи
Т.И.Отческая
Е.В.Поликарпов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка