• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2009 года Дело N Ф04-4555/2009(11925-А27-19)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: Председательствующего Ильина В.И. судей Буракова Ю.С. Финько О.И.

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Кемеровской области на решение от 05.02.2009 (судья Аникина Н.А.) Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.04.2009 (судьи Солодилов А.В., Кулеш Т.А., Залевская Е.А.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-17222/2008 по заявлению закрытого акционерного общества «Сибирь» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Кемеровской области об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Сибирь» (далее - ЗАО «Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Кемеровской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 16.09.2008 N 22 в части начисления налогов и сборов, указанных на странице 13 оспариваемого решения в таблице в строках 1,2,3,5,6,7,8,9, что в сумме составляет 506 057, 32 руб.; в части штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, указанных на странице 14 оспариваемого решения в таблице в строках 1,3,4,5,6,7,8,9, что в сумме составляет 92 878, 26 руб.; по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, указанных на страницах 15,16 оспариваемого решения в таблице в строках 10,11,12,13,18,20, что в сумме составляет 9 081, 22 руб.; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, указанных на странице 16 оспариваемого решения в таблице в строках 14,15,16,17,19,21, что в сумме составляет 47 176, 44 руб.; в части пеней, указанных на страницах 17,18 оспариваемого решения в таблице в строках 1,2,3,4,5,6,7,8, что в сумме составляет 99 053, 12 руб.

Решением от 05.02.2009 Арбитражного суда Кемеровской области требования заявителя удовлетворены. Оспариваемое ЗАО «Сибирь» решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 17 998 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 443 850 руб., налога на имущество в сумме 8 325 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 35 884,32 руб.; начисления штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 81 558,80 руб. за неуплату НДС, в размере 3 107,80 руб. за неуплату налога на прибыль, в размере 1 518,20 руб. за неуплату налога на имущество, в размере 6 693,46 руб. за неуплату ЕСН; по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговых деклараций в размере 35 170,06 руб. по ЕСН, в размере 9 140,10 руб. по налогу на имущество, в размере 11 947,50 руб. по налогу на прибыль; пени в размере 88 173,36 руб. по НДС, в размере 1 924, 18 руб. по налогу на прибыль, в размере 1 272, 91 руб. по налогу на имущество, в размере 7 682, 67 руб. по ЕСН.

Постановлением от 15.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить судебные акты и принять новое решение.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО «Сибирь», соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые инспекцией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ЗАО «Сибирь» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 инспекцией составлен акт от 25.08.2008 N 20 и принято решение от 16.09.2008 N 22 о привлечении данного налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для начисления оспариваемых ЗАО «Сибирь» сумм налогов, пеней и налоговых санкций послужил вывод инспекции о том, что со второго квартала 2005 года названное общество утратило право на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в связи с превышением предельной величины дохода, установленной пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ) было установлено, что организации, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2004 N 205-ФЗ) если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей или налогоплательщик перестанет отвечать требованиям, установленным подпунктами 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в рассматриваемом периоде ЗАО «Сибирь» осуществляло несколько видов деятельности. При этом выручка, полученная этим акционерным обществом от сдачи в аренду нежилых помещений и оказание услуг ксерокопирования, при которых применялась УСН, составила 356 809 руб. Выручка, полученная от розничной торговли и оказания услуг общественного питания, при которых применялся налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), составила 21 448 562 руб. Общая сумма выручки ЗАО «Сибирь» за 2 квартал 2005 года составила 21 805 371 руб.

Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных ЗАО «Сибирь» требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации доход от деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, не учитывается при определении предельной величины дохода, обуславливающего право на применение УСН.

Данный вывод судов основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 41 статьи 1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, с 01.01.2004 вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 названного Кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Подпунктом «в» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2006 из пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для указанной категории налогоплательщиков исключены ограничения по размеру дохода от реализации.

Согласно пункту 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2006) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Законодатель подпунктом «в» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ исключил из вышеназванной статьи ограничение по размеру дохода от реализации для плательщиков ЕНВД, применяющих УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

Следовательно, с 01.01.2006 для решения вопроса о праве налогоплательщика на применение УСН подлежат учету только доходы, полученные от деятельности, подлежащей обложению налогом по УСН, без учета доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Из пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ, исключивший из пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничения по размеру дохода от реализации, следовательно, улучшивший с 01.01.2006 положение налогоплательщиков, не предусматривает обратную силу.

Между тем правовая оценка вывода инспекции о том, что со второго квартала 2005 года до конца 2007 года ЗАО «Сибирь» утратило право на применение УСН в связи с превышением предельной величины дохода, установленной пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций сделана без учёта произошедших в этот период времени изменений налогового законодательства и без учёта положений пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спорных правоотношений, является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.02.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-17222/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
В.И.Ильин
Судьи
Ю.С.Бураков
О.И.Финько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-17222/2008
Ф04-4555/2009(11925-А27-19)
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 30 июля 2009

Поиск в тексте