• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2009 года Дело N Ф04-5658/2009(19877-А70-13)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: Председательствующего А.В. Триля судей Г.Н. Клиновой М.Ф. Лукьяненко рассмотрев в судебном заседании, при участии представителей сторон: от прокуратуры Тюменской области: Мухаметшина З.Н., прокурор отдела, удостоверение т.о. N 081646, от ответчика: ОАО «ТРИЦ»: Евдокимова И.В., доверенность N 32 от 30.12.2008, от администрации г. Тобольска: не явились,

кассационную жалобу открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2009 (судья Ф.С. Скифский) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 (судьи Н.А. Шиндлер, А.Н. Лотов, Л.А. Золотова) по делу N А70-1776/2009,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к администрации г. Тобольска, открытому акционерному обществу «Тюменский расчетно-информационный центр» (далее - ОАО «ТРИЦ») о признании недействительными пунктов 2.1.1., 2.1.7., 2.1.8. генерального соглашения о сотрудничестве от 06.03.2006.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что оспариваемые пункты генерального соглашения о сотрудничестве противоречат действующему законодательству, регламентирующему организацию работ по регистрационному учету граждан Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009, исковые требования удовлетворены.

Суд пришел к выводу, что пункты 2.1.1., 2.1.7., 2.1.8. генерального соглашения от 06.03.2006 не соответствуют Закону Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, утвердившему Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, а также Инструкции по применению Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393.

В кассационной жалобе ОАО «ТРИЦ» просит решение и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.

Заявитель ссылается на то, что соглашение от 06.03.2006 является рамочным предварительным договором, то есть закрепляет намерения сторон создать в будущем отношения путем заключения договоров. В пункте 2.1. указано на намерение центра предоставлять услуги администрации, а не на фактическое предоставление услуг. По мнению заявителя, отсутствуют доказательств осуществления ОАО «ТРИЦ» деятельности в рамках данного соглашения.

Заявитель считает, соглашение не противоречит части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иным нормативным актам, регулирующим свободу передвижения граждан на территории Российской Федерации.

Прокуратура Тюменской области судебные акты находит законными и обоснованными.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, администрацией города Тобольска и ОАО «ТРИЦ» заключено генеральное соглашение о сотрудничестве от 06.03.2006, предметом которого является установление долгосрочных партнерских отношений на основе сотрудничества ответчиков в целях реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, улучшения качества сервисного обслуживания населения, реализации механизма монетизации льгот.

Согласно условиям данного соглашения, содержащимся в пунктах 2.1.1., 2.1.7., 2.1.8., в рамках реализации настоящего соглашения ОАО «ТРИЦ» в пределах своей компетенции намерено предоставлять администрации г. Тобольска следующие услуги: по ведению и централизации паспортной работы (пункт 2.1.1.); созданию централизованного архива документов паспортного стола (пункт 2.1.7.); организации выездных поездок в близлежащие районы с целью повышения качественного уровня обслуживания граждан в сфере паспортной работы (пункт 2.1.8.).

Из объяснений заведующего абонентским пунктом ОАО «ТРИЦ», полученных в ходе прокурорской проверки, следует, что услуги по ведению и централизации паспортной работы (пункт 2.1.1. соглашения) заключаются в создании электронной базы поквартирных карточек, организации приема и выдачи документов по паспортной работе, выдаче соответствующих справок для граждан. Организация приема и выдачи документов по паспортной работе выражается в приеме от населения документов на регистрацию по месту жительства, на снятие с регистрационного учета, обмен и получение паспортов. Услуги по созданию централизованного архива документов паспортного стола (пункт 2.1.7. соглашения) заключаются в переводе на электронный вид поквартирных карточек и создание базы данных по поквартирным карточкам. Услуги, предусмотренные в пункте 2.1.8. соглашения, выражаются в приеме и выдаче документов паспортного стола.

Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1.

Статьей 6 указанного Закона определено, что на граждан, изменивших место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и соответствующими документами для регистрации.

В целях реализации требований статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (ред. от 14.08.2002) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, какими, применительно к государственному и муниципального жилищному фонду, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации Перечню должностных лиц, являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а также других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393 утверждена Инструкция, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации, о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регистрации и Инструкцией о применении Правил регистрации прием, первичная обработка, проверка правильности оформления документов, необходимых для регистрации, доставка документов в соответствующие компетентные органы, а также хранение карточек регистрации и поквартирных карточек должны производиться должностными лицами, ответственными за регистрацию.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, ответственными за прием документов для получения и замены паспортов граждан являются указанные в Правилах должностные лица, которые и осуществляют прием от граждан необходимых документов. Именно на них возложена обязанность по предоставлению переданных гражданами документов в органы внутренних дел в установленный срок (пункт 14 Положения).

Аналогичные положения закреплены и в пункте 6 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208.

Анализируя нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу, что сотрудники ОАО «ТРИЦ» не являются должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета, в силу чего не имеют права оказывать услуги по ведению и централизации паспортной работы, созданию централизованного архива документов паспортного стола, организации выездных поездок в близлежащие районы с целью повышения качественного уровня обслуживания граждан в сфере паспортной работы.

В силу требований статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Отклоняя доводы заявителя о том, что генеральное соглашение о сотрудничестве является предварительным договором, а также об отсутствии доказательств осуществления ОАО «ТРИЦ» деятельности в рамках данного соглашения, апелляционный суд правомерно указал на то, что данные обстоятельства не влияют на выводы о несоответствии оспариваемых пунктов соглашения требованиям закона и других ненормативных актов.

Соглашение о сотрудничестве не содержит обязанностей сторон по заключению в будущем договора, в силу чего не является предварительным договором. Указание в нем на то, что центр «намерен» предоставлять услуги, не свидетельствует о предварительном характере данного договора.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно признал пункты 2.1.1., 2.1.7., 2.1.8. генерального соглашения о сотрудничестве от 06.03.2006 в оспариваемой части не соответствующими действующему законодательству.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом были выяснены все обстоятельства дела, нормы права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу N А70-1776/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.В.Триль
Судьи
Г.Н.Клинова
М.Ф.Лукьяненко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А70-1776/2009
Ф04-5658/2009(19877-А70-13)
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 24 сентября 2009

Поиск в тексте