ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2009 года Дело N Ф04-5868/2009(20396-А81-6)

(20396-А81-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего В.П. Богатырёва судей О.И. Антипиной В.И. Новосёлов рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя - С.С. Лапина по доверенности от 17.03.2009 N 1/01-13/1812,

от заинтересованного лица - представитель не явился, сторона надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания,

кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г. Салехард, на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2009 (судья Н.М. Садретинова) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 (судьи А.Н. Лотов, Л.А. Золотова, О.А. Сидоренко) по делу N А81-2282/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург», г. Новый Уренгой, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г. Салехард, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург», г. Новый Уренгой, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г. Салехард, (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2009 N 226 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 683 787,48 рубля.

Решением арбитражного суда от 21.05.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009, удовлетворены заявленные Обществом требования.

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и материалам дела. Управление считает, что Общество нарушило установленные сроки получения на свои банковские счета валюты Российской Федерации, причитающейся ему за оказанные услуги.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения судебные акты.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что между Обществом (исполнитель) и ОАО «ЮжНИИгипрогаз» (Украина) (заказчик) заключен договор от 01.11.2007 N 63/18-47 на предоставлении услуг автомобильным транспортом и спецтехникой. Общая сумма контракта составила 10 558 266,75 рубля. В соответствии с условиями договора оплата должна быть произведена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

На основании договора от 01.11.2007 N 63/18-47 в Новоуренгойском филиале ОАО «Газпромбанк» 29.04.2008 оформлен паспорт сделки N 08040002/0354/0006/3/0 на сумму 10 558 266,75 рубля с датой завершения исполнения обязательств по договору 31.12.2008.

Во исполнение своих обязательств по указанному договору Общество оказало услуги по перевозке пассажиров и грузов на сумму 911 716,63 рубля, о чем составлен акт выполненных работ от 31.03.2008 N 1, выставлена к оплате счет-фактура от 31.03.2008 N 3982/03.

В ходе проведенной Управлением проверки установлено, что денежные средства в сумме 911 716,63 рубля по договору от 01.11.2007 N 63/18-47 должны были поступить не позднее 22.04.2008, а поступили на расчетный счет Общества 30.04.2008 с нарушением установленного срока.

По результатам проверки Управление составило акт проверки от 02.03.2009, протоколы об административном правонарушении от 02.03.2009 N 117 и от 25.03.2009 N 303, вынесло постановление от 10.04.2009 N 226 о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 683 787,48 рубля.

Общество, не согласившись с постановлением Управления от 10.04.2009 N 226, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, приняли законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить поступление от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары.

В соответствии с частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, влечет наложение административного штрафа.

Из части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество на стадии заключения настоящего договора предприняло разумные и достаточные меры для побуждения контрагента (заказчика) к своевременному исполнению обязательств по оплате оказанных услуг, предусмотрев в пункте 4.2 договора от 01.11.2007 N 63/18-47 ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств, а именно, в случае просрочки оплаты оказанных услуг исполнитель вправе взыскать с заказчика 10 процентов годовых от суммы, подлежащей оплате.

Исполнение обязанности по обеспечению получения в установленный срок валюты Российской Федерации от заказчика до истечения срока оплаты по контракту, нельзя отнести к разумным мерам для получения выручки за экспортированные услуги, поскольку для этого отсутствуют объективные предпосылки - до наступления данного срока никаких претензий к контрагенту по оплате товара возникнуть не может.

Арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что Управление в ходе производства по делу об административном правонарушении не установило фактов противоправного поведения Общества, препятствующих получению выручки на свой банковский счет в уполномоченном банке.

Управление в соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства о наличии виновных действий Общества по совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд первой инстанции, учитывая установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из положений части 1 статьи 65, статьи 71, частей 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно пришел к выводу о том, что Общество предприняло все зависящие от него разумные меры для получения денежных средств, причитающихся за поставку товара нерезиденту.

Доводы кассационной жалобы Управления о наличии вины в действиях Общества были предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для их выводов.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А81-2282/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его приняти

     Председательствующий
В.П.Богатырёв
Судьи
О.И.Антипина
В.И.Новосёлов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка