ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2009 года Дело N А46-2813/2009

резолютивная часть объявлена: 19 октября 2009 года

постановление в полном объеме изготовлено: 19 октября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Перминовой И.В., судей Мартыновой С.А., Роженас О.Г., рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя - Козлов Е.Ю. по доверенности от 29.12.2008 N 03/9298,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - Чепилко Т.В. по доверенности от 11.01.2009 N 59-Д,

от Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» и от третьих лиц - представители не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены,

кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области на решение от 01.06.2009 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-2813/2009 по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий», при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области, Министерства культуры Омской области, общества с ограниченной ответственностью «Якорь» о признании недействительным распоряжения от 12.03.2007 N 143-р и зарегистрированного права хозяйственного ведения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» (далее - ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарно-информационных технологий») о признании недействительным распоряжения от 12.03.2007 N 143-р «О закреплении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, за Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» на праве хозяйственного ведения» в части закрепления производственных и складских помещений: нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, общей площадью 100,6 кв.м., литера А.А1, расположенного по адресу: г.Омск, ул.Красных Зорь, дом 22 и зарегистрированного права хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - УФРС по Омской области), Министерство культуры Омской области, общество с ограниченной ответственностью «Якорь» (далее - ООО «Якорь»).

Решением от 01.06.2009 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

Указывает на то, что арбитражные суды обеих инстанций в обоснование своих выводов ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» оставили без внимания положения законов и нормативных актов, принятых в более поздний период, применение которых имеет существенное значение для правильного разрешения спора, а именно, Федеральный закон от 21.06.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статью 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Полагает, что выводы судебных инстанций о возникновении права собственности Омской области на спорный объект недвижимости с момента издания ненормативного акта о принятии его в собственность субъекта противоречат нормам действующего законодательства.

Указывает, что спорный объект недвижимого имущества на законодательном уровне отнесен к федеральной собственности, до момента разграничения собственности на него.

По мнению подателя жалобы, говорить о возникновении права собственности на спорный объект у Омской области можно лишь с момента государственной регистрации права собственности, то есть с 21.08.2007.

Считает, что на момент издания оспариваемый ненормативный правовой акт был издан уполномоченным органом в рамках компетенции. В соответствии с данным актом было произведено закрепление на соответствующем праве за федеральным унитарным предприятием объекта недвижимости федеральной формы собственности, что находится в полном соответствии с действующим гражданским законодательством.

Просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных отношений Омской области считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

Отзывы на кассационную жалобу от ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий», УФРС по Омской области, Министерства культуры Омской области, ООО «Якорь» в суд не поступили.

Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 24.12.1992 Решением Малого совета Омского областного Совета народных депутатов N 256 «О праве собственности и использовании памятников истории и культуры на территории Омской области» объявлены государственной собственностью Омской области памятники истории и культуры согласно приложению N 1. В указанном приложении обозначен жилой дом по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 22 (п. 111).

В соответствии с Решением Малого совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.06.1993 N 114 «О культурных и исторических ценностях народов Омской области» пункты 1 и 6 Решения Малого совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 256 признаны утратившими силу. Здания, памятники, перечисленные в приложении к решению от 24.12.1992 N 256, являются федеральной собственностью до проведения процедуры разграничения прав собственности.

18.12.2003 Постановлением Законодательного собрания Омской области N 375 утвержден перечень объектов недвижимости, предлагаемых к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Омской области. В указанном перечне значатся, в том числе, производственные и складские помещения площадью 106,6 кв.м. (памятник местного значения), расположенные по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 22.

29.12.2003 письмом N КУГИ-6927 «О передаче объектов недвижимости, относящихся к казне Российской Федерации, в государственную собственность Омской области» Комитет по управлению имуществом Омской области направил в Министерство имущественных отношений Российской Федерации пакет документов по передаче в государственную собственность Омской области объектов недвижимости с просьбой зарегистрировать перечень и подготовить проект решения Правительства Российской Федерации о передаче объектов, включенных в перечень, в государственную собственность Омской области.

19.04.2004 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области письмом N ТУ-653 проинформировало Министерство имущественных отношений Омской области о возвращении из Министерства имущественных отношений Российской Федерации вышеуказанного перечня объектов, утвержденного Постановлением Законодательного собрания Омской области от 18.12.2003 N 375, и отсутствии возражений по данному перечню.

20.05.2004 на основании Постановления Законодательного собрания Омской области N 149 «О принятии в собственность Омской области объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности» в собственность Омской области приняты объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности, согласно приложению к данному Постановлению. В указанном приложении поименованы, в том числе, производственные и складские помещения (памятник местного значения) площадью 106,6 кв.м., расположенные по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 22.

12.03.2007 Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области N 143-р «О закреплении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, за Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» на праве хозяйственного ведения» за ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» на праве хозяйственного ведения закреплены производственные и складские помещения, площадью 100,6 кв.м., расположенные по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 22.

21.08.2007 УФРС по Омской области зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области на производственные и складские помещения: нежилое одноэтажное здание с одноэтажной пристройкой, общей площадью 100,6 кв.м., литера А, А1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 22.

27.12.2007 УФРС по Омской области зарегистрировано право хозяйственного ведения за ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» на вышеуказанные производственные и складские помещения (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 568933).

Министерство имущественных отношений Омской области, полагая, что Распоряжение от 12.03.2007 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области N 143-р «О закреплении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, за Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» на праве хозяйственного ведения» и зарегистрированное за ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» право хозяйственного ведения на вышеуказанные производственные и складские помещения являются незаконными и нарушают права Омской области как собственника этого имущества, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды обеих инстанций исходили из положений статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление N 3020-1), которым установлен порядок определения собственника того или иного имущества до принятия закона в процессе первого этапа разделения ранее единой государственной собственности и Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-р.

Проанализировав указанные нормативные акты во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, арбитражный суд пришел к выводу, что порядок, предусмотренный для передачи федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации был соблюден.

Данный вывод судебных инстанций соответствует фактически установленным по делу обстоятельствам и подтверждается материалами дела.

Поскольку спорное имущество является собственностью Омской области, вывод суда об отсутствии у Российской Федерации права распоряжения указанным имуществом, в том числе передачи его в хозяйственное ведение, является правомерным, в связи с чем судом обоснованно признано недействительным Распоряжение от 12.03.2007 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области N 143-р «О закреплении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, за Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» на праве хозяйственного ведения», а также само зарегистрированное право хозяйственного ведения ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарно-информационных технологий».

Доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области о неправомерном применении судом Постановления N 3020-1 в связи с его противоречием нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был предметом рассмотрения апелляционного суда, который, ссылаясь на абзац 2 статьи 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», правильно указал, что до принятия закона, устанавливающего порядок отнесения государственного имущества к собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разграничение государственной собственности по уровням собственности производится в соответствии с Постановлением N 3020-1.

Довод подателя жалобы о том, что право собственности на спорный объект у Омской области возникло с момента государственной регистрации права собственности, то есть с 21.08.2007, также был предметом исследования апелляционного суда, который исходя из понятия государственной регистрации, данного в статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пришел к правильному выводу, что дата государственной регистрации определяет не момент возникновения права собственности, в данном случае Омской области, а момент подтверждения государством в лице компетентных органов такого права.

Суд кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и с делан правильный вывод об удовлетворении требований заявителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.06.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по делу N А46-2813/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
И.В.Перминова
Судьи
С.А.Мартынова
О.Г.Роженас

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка