ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2010 года Дело N А27-3416/2009

резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Беловой Л.В. судей Цыгановой Е.М. Шабалковой Т.Я.

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу Отделения по Тяжинскому району управления Федерального казначейства по Кемеровской области на решение от 27.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Т.И. Гуль) и постановление от 26.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи И.И. Бородулина, В.А. Журавлева, Е.Г. Шатохина) по делу N А27-3416/2009 по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области к Отделению по Тяжинскому району управления Федерального казначейства по Кемеровской области, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Новопокровской сельской территории Тяжинского района, Администрации Новоподзорновской сельской территории Тяжинского района, Администрации Листвянской сельской территории Тяжинского района, Администрации Тисульской сельской территории Тяжинского района и управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области о признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановлений,

УСТАНОВИЛ:

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее по тексту департамент) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Отделения по Тяжинскому району Управления Федерального казначейства по Кемеровской области (далее по тексту казначейство) от взыскания денежных средств по постановлению от 22.04.2008 N 20П/11/2008 о назначении административного наказания в отношении администрации Новоподзорновской сельской территории Тяжинского района, по постановлению от 17.04.2008 N 7П/11/2008 о назначении административного наказания в отношении Листвянской сельской территории Тяжинского района, по постановлению от 23.04.2008 N 18П/11/2008 о назначении административного наказания в отношении Тисульской сельской территории Тяжинского района, по постановлению от 16.04.2008 N 8П/11/2008 о назначении административного наказания в отношении Новпокровской сельской территории Тяжинского района.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Новопокровской сельской территории Тяжинского района, Администрация Новоподзорновской сельской территории Тяжинского района, Администрация Листвянской сельской территории Тяжинского района, Администрации Тисульской сельской территории Тяжинского района и управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области.

Решением от 27.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда требования департамента удовлетворены.

В кассационной жалобе казначейство просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы читает, что судебные акты не соответствуют нормам материального права.

Отзыв на кассационную жалобу от третьих лиц к началу судебного заседания не поступил

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а жалобу без удовлетворения.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, департаментом в отношении администраций Новопокровской, Новоподзорновской, Листвянской, Тисульской сельских территорий Тяжинского района вынесены постановления о привлечении к административной ответственности от 16.04.2008 N 8П/11/2008, от 17.04.2008 N 7П/11/2008, от 22.04.2008 N 20П/11/2008, от 23.04.2008 N 18П/11/2008, которые после вступления их в законную силу направлены для исполнения в Отделение по Тяжинскому району Управления Федерального казначейства по Кемеровской области.

Письмом от 04.02.2009 N 01-62/71 казначейство отказало в принудительном исполнении постановлений о назначении административного наказания и возвратило их без исполнения, указав, что взыскание денежных средств с бюджетных учреждений органами казначейства производится на основании судебных актов, исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), а представленные департаментом постановления таковыми не являются.

Считая отказ незаконным, департамент обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные департаментом требования, арбитражные суды исходили из того, что отказ казначейства противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31.

Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взысканий на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Казначейством правомерно указано в жалобе на то, что порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.

В связи с разъяснениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума от 17.05.2007 N 31 в случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, арбитражными судами правильно применены нормы материального и процессуального права и оснований для отмены судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3416/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.В.Белова
Судьи
Т.Я.Шабалкова
Е.М.Цыганова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка