ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2007 года Дело N А65-16229/2006

Резолютивная часть постановления объявлена: 10 января 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 11 января 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О., с участием:

от заявителя - Кокотов Б.В. доверенность от 15.12.2006 г.;

от ответчика - Храмцов Д.Ю., доверенность от 09.01.2007 г. N 7/03, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4 дело по апелляционной жалобе Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2006 г., (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению ОАО «Татвториндустрия», г. Казань, Республика Татарстан к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан

о признании решения от 27.04.2006г. N5273/25, незаконным и обязании переоформить документы, подтверждающие наличие у ОАО «Татвториндустрия» лицензии NОТ-43-000060 (16) и внести соответствующие изменения в реестр лицензий,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Татвториндустрия» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан от 27.04.2006г. N 5273/25 по отказу в переоформлении лицензии N ОТ-43-000060 (16) и обязании Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан переоформить документы, подтверждающие наличие у ОАО «Татвториндустрия» лицензии NОТ-43-000060 (16) и внести соответствующие изменения в реестр лицензий.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2006 г. заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан от 27.04.2006 г. N 5273/25 по отказу в переоформлении лицензии N ОТ-43-000060 (16) как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». На ответчика возложена обязанность переоформить документы, подтверждающие наличие у заявителя лицензии N ОТ-43-000060 (16) и внести соответствующие изменения в реестр лицензий. (л.д.118-120)

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления в связи с тем, что деятельность по обращению с опасными отходами, на осуществление которой была выдана лицензия, не подлежит лицензированию в связи с изменениями, внесенными в Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в июле 2005 г. в соответствии с которыми подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в связи с чем невозможно переоформить лицензию. (л.д. 126-131) Заявитель считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и просит ставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.

Как следует из представленных документов ГУП РТ «Татвториндустрия» была получена лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами N ОТ-43-000060 (16) сроком действия с 18 марта 2005 года по 18 марта 2010 года. (л.д.83)

05 апреля 2006 года заявитель направил ответчику заявление о переоформлении документов, подтверждающих наличие у заявителя лицензии N 01-43-000060 (16) на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами в связи с реорганизацией ГУП РТ «Татвториндустрия» в форме преобразования в ОАО «Татвториндустрия». (л.д. 12-13)

Ответчик письмом от 27 апреля 2006 года N 5273/25 отказал в удовлетворении заявления, указав, что переоформление выданной ГУП РТ «Татвториндустрия» лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами на заявителя невозможно, поскольку согласно внесенным в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «0 лицензировании отдельных видов деятельности» изменениям, вступившим в силу с 17 июля 2005 года деятельность по обращению с опасными отходами из перечня лицензируемых видов деятельности исключена. К лицензируемым отнесена деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Между тем, подзаконные акты, регулирующие порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, на сегодняшний день Правительством Российской Федерации не приняты и выдача лицензий не производится. (л.д.14)

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции, действовавшей до 31.05.2006 г., лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 2.07.2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», статья 13 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ изложена в новой редакции, согласно пункту 3 которой действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Учитывая, что предприятие поменяло только свою организационно-правовую форму, что не относится к приведенным выше основаниям прекращения действия лицензии, имеющееся у заявителя лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами N ОТ-43-000060 (16) сроком действия с 18 марта 2005 года по 18 марта 2010 года сохранила свое действие и после преобразования его в ОАО «Татвториндустрия».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, лицензиат - юридическое лицо, либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Статья 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит единственное основание для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии - это представление лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Между тем, основанием для отказа в удовлетворении заявления ОАО «Татвториндустрия» о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии N ОТ-43-000060 (16) на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами послужили иные обстоятельства. Каких-либо претензий относительно полноты и достоверности представленных заявителем документов ответчиком не предъявлено. Следовательно, оспариваемый отказ письмом от 27 апреля 2006 года N 5273/25 в удовлетворении заявления ОАО «Татвториндустрия» о переоформлении лицензии противоречит требованиям статье 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ.

Изложенные в письме от 27 апреля 2006 года N 5273/25 обстоятельства (исключение деятельности по обращению с опасными отходами из перечня лицензируемых видов деятельности) не могут изменять порядка переоформления действующих лицензий, установленного статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

Обратное влечет нарушение прав и законных интересов лицензиата, а в частности, приводит к осуществлению предприятием лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных требований при исполнении со своей стороны всех требований законодательства.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления в силу Закона N 80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

Изложенное подразумевает распространение на лиц, обладающих лицензиями на виды деятельности, исключенные из перечня статьи 17 Федерального закона 08.08.2001 г. N 128-ФЗ, всех прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в сфере лицензирования. При этом лицензирующие органы также не утрачивают своих прав осуществления лицензирования данных организаций: переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановления действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновление или прекращение действия лицензий, аннулирование лицензий, контроля за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведения реестров лицензий, а также предоставления в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании, за исключением мероприятий по выдаче лицензий.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае нельзя говорить о полном прекращении лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, включающего в себя, в том числе, мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий, внесенными в закон изменениями исключена только возможность выдачи новых лицензий по данному виду деятельности.

Полномочия ответчика по переоформлению лицензии в спорный период были представлены «Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 731, которое не утратило силу в связи с изменением редакции подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5.3.2.25 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с последними изменениями от 21 января 2006 года) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

16 сентября 2006 года вступило в силу Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года N 524.

Названным Постановлением, а также Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 г. N 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору было предоставлено полномочие по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, ранее лицензированию подлежала деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В настоящее время согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ лицензированию подлежит только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Единственным видом деятельности, переставшим быть лицензируемым, является деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы.

Таким образом, в настоящее время лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами осуществляется в части деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, из чего следует вывод о сохранении у территориальных органов Ростехнадзора полномочий по лицензированию указанного вида деятельности.

При таких обстоятельствах, действия территориальных органов Ростехнадзора по переоформлению лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами на лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не будут противоречить требованиям действующего законодательства, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2006 г. по делу NА65-16229/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
В.В. Кузнецов

Судьи
 П.В. Бажан
 Е.М. Рогалева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка