ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2007 года Дело N А65-16935/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Апаркина В.Н., судей Кузнецова В.В., Бажана П.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ефимовой Н.В., с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - Хасанов И.А., доверенность от 25.10.2006 г. N 04-21/35310,

от третьего лица - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Набережные Челны Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2006 г. по делу N А65-16935/2006 (судья Нафиев И.Ф.),

принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционные международные перевозки», г. Набережные Челны, к Инспекции ФНС РФ по г. Набережные Челны Республики Татарстан, третье лицо Управление Пенсионного фонда РФ по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконными действий Инспекции ФНС РФ по г. Набережные Челны, выразившихся в отказе произвести возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 39 481 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Транспортно-экспедиционные международные перевозки» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе от возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 39 481 руб.

Решением суда 1 инстанции от 31.10.2006 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемые действия налогового органа признаны незаконными, налоговый орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Транспортно-экспедиционные международные перевозки».

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами, уплачиваемыми в бюджет Пенсионного фонда РФ. Законом N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, и порядок его проведения. В связи с этим у налоговых органов отсутствуют правовые основания для проведения зачетов излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо Управление ПФ РФ по г. Набережные Челны Республики Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, платежными поручениями от 14.02.2006 г. N 10, от 15.03.2006 г. N 16, от 13.01.2006 г. N 1, от 14.04.2006 г. N 23 заявителем на счет УФК МФ РФ по Республике Татарстан (ИФНС РФ по г. Набережные Челны) были ошибочно перечислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии в общей сумме 39 481 руб. на КБК 182 1 02 02030 06 1000 160 (Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии) вместо КБК 182 1 02 02010 06 1000 160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии) - л.д. 17-20.

Платежным поручением от 11.05.2006 г. N 30 заявитель перечислил на счет УФК МФ РФ по Республике Татарстан (ИФНС РФ по г. Набережные Челны) страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 39 481 руб. на верный КБК 182 1 02 02010 06 1000 160 (л.д. 16).

В связи с этим 11.05.2006 г. заявитель обратился в ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на неверный КБК 182 1 02 02030 06 1000 160 в общей сумме 39 481 руб. (л.д. 15).

Письмом от 18.05.2006 г. N 10-20/21/12054 налоговый орган в возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на ОПС отказал, ссылаясь на то, что страховые взносы на ОПС не отвечают понятию налога, в связи с чем правовые основания для проведения зачета отсутствуют (л.д. 14).

Между тем данные доводы налогового органа являются ошибочными.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в ПФ РФ осуществляется налоговыми органами РФ.

В соответствии со ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ.

Согласно ст. 25 данного Федерального закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на ОПС осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Специальный порядок зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на ОПС данный Федеральный закон не предусматривает.

Пунктом 2 ст. 25 указанного ФЗ предусмотрено право органов ПФ РФ на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке.

Правом контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов, а, следовательно, и правом на осуществление зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на ОПС, органы ПФ РФ данным Законом не наделены.

Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил

Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В пункте 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В то же время ст. 2 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 22.12.2005 г. N 176-ФЗ) и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 г. N 114н, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.

Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе «Обязанности органов МНС России» Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 г.

Таким образом, утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является ошибочным, как не основанное на содержании ст. 78 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2006 г. по делу N А55-22333/05-53, от 15.09.2006 г. по делу N А12-6154/06-С60.

С учетом изложенного, доводы, приведенные в апелляционной жалобе налогового органа, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО «Транспортно-экспедиционные международные перевозки», оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2006 г. по делу N А65-16935/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
 В.Н. Апаркин

Судьи
 В.В. Кузнецов
П.В. Бажан

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка