ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2007 года Дело N А55-13079/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2007 г. Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А., с участием:

от заявителя - представитель Сураева А.В., доверенность от 21.12.06 N00010/1002-д,

от ответчика - представитель Каримова З.Р., доверенность от 29.12.06 N59-01-04/3224,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества «АВТОВАЗ», г. Тольятти, на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2007 г. по делу N А55-13079/2007 (судья С.А.Бойко), по заявлению открытого акционерного общества «АВТОВАЗ», г. Тольятти, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» (далее - заявитель, Общество, ОАО «АВТОВАЗ») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 10.08.2007г., о привлечении к административной ответственности о наложении штрафа в сумме 500 000 руб. по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан указала на законность судебного акта и просила оставить его без изменения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение по делу.

Представитель УФАС по Республике Татарстан в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 9 часов 50 минут 20.11.2007 до 10 часов 22.11.2007.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Комиссии УФАС по Республике Татарстан от 20 марта 2007 года по делу N44тр/04 действия ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «КАН-АВТОВАЗ» по игнорированию заявок (на организацию поставки автомобилей, на принятие заявок, либо на разрешение для заключение договоров поставки автомобилей и т.п.) поступающих от дилеров ООО «БУЛАК авто+» (с апреля по декабрь 2006г., ООО «АЛЬМЕТ авто» (с сентября по декабрь 2006г.), ООО «САПСАН+» (с апреля 2006г. до расторжения дилерского соглашения) признаны нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 и пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. N135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании принятого решения ОАО «АВТОВАЗ» выдано предписание от 03.04.2007г. N59-02-04/1228 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ОАО «АВТОВАЗ» предписано:

- прекратить нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 и пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. N135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившиеся в ограничении конкуренции и необоснованном уклонении от заключении договоров поставки автомобилей Лада с дилерами ООО «БУЛАК авто +» (с апреля по декабрь 2006 года), ООО «АЛЬМЕТ авто» (с сентября по декабрь 2006 года), ООО «САПСАН +» (с апреля 2006 года до расторжения дилерского соглашения) в соответствии с устанавливаемыми ОАО «АВТОВАЗ» квотами на планируемый период и в пределах присвоенной дилеру категории в рамках заключенных и действующих (в 2006 году) дилерских соглашений, и ведении согласованных действий с ООО «КАН-АВТОВАЗ», ведущих к ограничению конкуренции и необоснованному отказу от заключения с дилерами ООО «БУЛАК авто +» (с апреля по декабрь 2006 года), ООО «АЛЬМЕТ авто» (с сентября по декабрь 2006 года), ООО «САПСАН +» (с апреля 2006 года до расторжения дилерского соглашения) договоров поставки автомобилей «Лада» в соответствии с устанавливаемыми ОАО «АВТОВАЗ» квотами на планируемый период и в пределах присвоенной дилеру категории в рамках заключенных и действующих (в 2006 году) дилерских соглашений, в частности:

- в срок до 20 апреля 2007 года разработать, согласовать с ООО «БУЛАК авто +», ООО «АЛЬМЕТ авто», ООО «САПСАН +» и утвердить график ежемесячной поставки в 2007 году автомобилей Лада дилерам 1 категории ООО «БУЛАК авто +», ООО «АЛЬМЕТ авто»,

ООО «САПСАН +» в строгом соответствии с устанавливаемыми ОАО «АВТОВАЗ» квотами на планируемый период (помесячно) и в пределах присвоенной дилеру категории в рамках заключенных и действующих (в 2006 году) дилерских соглашений согласно таблице 1 Стандарта Предприятия СТП 37.101.9805-2005 «Система менеджмента качества. Требования к предприятиям сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ», в соответствии с которой целевой объем розничных продаж дилеру (дистрибьютору) 1 категории установлен в размере не менее 2 400 автомобилей в год (в месяц 200 автомобилей), согласно недопоставленным автомобилям в рамках действующих дилерских соглашений, а именно ООО «БУЛАК авто +» (с апреля по декабрь 2006 года), ООО «АЛЬМЕТ авто» (с сентября по декабрь 2006 года), ООО «САПСАН +» (с апреля 2006 года до расторжения дилерского соглашения);

- ежемесячно согласно разработанному и утвержденному графику ежемесячной поставки автомобилей «Лада» в соответствии с пунктом 1 Предписания заключать договоры поставки автомобилей «Лада» с дилерами ООО «БУЛАК авто +», ООО «АЛЬМЕТ авто», ООО «САПСАН +» и обеспечивать поставку автомобилей «Лада» в соответствии с заключаемыми договорами.

ОАО «АВТОВАЗ» письмом от 23.04.2007 г. N90400/4-564 сообщило о невозможности исполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа от 20.03.2007г. по делу N44тр/04, в связи с неполучением Обществом заявок ООО «БУЛАК авто+», ООО «АЛЬМЕТ авто», ООО «Сапсан+», что является обязательным требованием для формирования необходимых документов.

В связи с неисполнением ОАО «АВТОВАЗ» вышеназванного предписания в установленный срок, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан определением от 09.07.2007 возбуждено дело по признакам нарушения части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.

26.07.2007 года УФАС по Республике Татарстан составлен протокол об административном правонарушении N А137/04 в отношении Общества.

Постановлением от 10.08.2007 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении NА137/04 ОАО «АВТОВАЗ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 рублей по ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения ОАО «АВТОВАЗ» к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Апелляционный суд считает, что вывод суда в части соблюдении УФАС по Республике Татарстан порядка привлечения Общества к административной ответственности является ошибочным.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Как следует из материалов дела, 14.06.2007 г. ОАО «АВТОВАЗ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным в части решения УФАС по Республике Татарстан от 20.03.2007 г. и предписания от 20.03.2007г. по делу N44тр/04, то есть в установленный законом срок.

Определением УФАС по Республике Татарстан от 09.07.2007 г. в отношении ОАО «АВТОВАЗ» было возбуждено дело об административном правонарушении NА137/04. по признакам нарушения ч.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении в установленный срок предписания УФАС по Республике Татарстан.

10.08.2007 года постановлением УФАС по Республике Татарстан наложен на ОАО «АВТОВАЗ» штраф по делу об административном правонарушении NА137/04.

Таким образом, поскольку ОАО «АВТОВАЗ» обжаловало выданное предписание в судебном порядке, то в силу ст. 52 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ «О защите конкуренции» исполнение данного предписания должно было быть приостановлено, следовательно, оснований для привлечения 10.08.2007 года Общества к административной ответственности за неисполнение предписания от 20.03.2007г. N59-02-04/1228 у антимонопольного органа не имелось.

Привлечения к ответственности в период приостановления исполнение предписания антимонопольного органа является существенным нарушением, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Поскольку допущенные УФАС по Республике Татарстан нарушения порядка привлечения к административной ответственности носят существенный характер, то в силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации это является основанием для отмены постановления административного органа.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, как принятый с нарушением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2007 г. по делу NА55-13079/2007 отменить, заявление открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10.08.2007г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении NА137/04 признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
А.А. Юдкин
 Судьи
 Е.Г.Попова
 В.С.Семушкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка