ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2008 года Дело N А55-2624/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г., с участием:

от заявителя - представитель Седова Л.А., доверенность от 24.03.2008г. N169, Янченко Ю.В., доверенность от 04.05.2008г. б/н,

от ответчика - представитель Роднов А.П., доверенность от 18.03.2008г. N01-06-16/1863, Иванова С.В., доверенность от 04.02.2008г. N01-06-16/762, Бакалдина С.А., доверенность от 17.09.2007г. N01-06-16/6649,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2008 г., в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу Тольяттинской таможни,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 апреля 2008 года по делу А55-2624/2008 (судья Кулешова Л.В.), принятое по заявлению ООО «Инкомцентр», Самарская область, г. Тольятти, к Тольяттинской таможне, Самарская область, г. Тольятти,

о признании недействительными решения от 20 декабря 2007 г., требования от 27 декабря 2007 г. N 193,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Инкомцентр» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учётом заявления об изменении предмета иска(т.5,л.д.107), о признании недействительными ненормативных актов, принятых Тольяттинской таможней, а именно:

- решения Тольяттинской таможни от 20.12.2007г. в отношении товаров, помещённых под таможенный режим ввоза по ГТД 10417030/190705/0006593 (т.4, л.д.14);

- требования об уплате таможенных платежей от 27.12.2007 года N 193 (т.1, л.д. 24).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2008 года (т. 5, л.д. 117-124) заявление удовлетворено. Признаны недействительными, как не соответствующие требованиям Таможенного кодекса РФ, вынесенные Тольяттинской таможней: решение от 20 декабря 2007 года «Об изменении полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов на частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов»; требование об уплате таможенных платежей N 193 от 27 декабря 2007 года.

Тольяттинская таможня, не согласившись с решением суда от 24.04.2008 года, обратилась апелляционной жалобой (т. 5, л.д. 127-151), в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Представители Тольяттинской таможни в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда от 24.04.2008г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители ООО «Инкомцентр» в судебном заседании просили решение суда от 24.04.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 24.04.2008 года следует изменить в части, с учётом объёма заявленных в уточнении иска требований, а именно: признать недействительным решение Тольяттинской таможни от 20.12.2007 года об изменении полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов на частичное условное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов в части в части ГТД N 10417030/190705/0006593.

Поскольку несоответствие выводов, изложенных в решении суда в соответствии с п.п. 3,4 ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда. В остальной части решение суда законно и подлежит оставлению без изменения, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в период с 28.11.07 г. по 20.12.07 г. Тольяттинской таможней проведена специальная таможенная ревизия ООО «Инкомцентр», по результатам которой составлен акт N 10417000/201207/00020 ( т. 34 л.д. 15-30) и затем 20.12.2007 г. принято решение об изменении полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов на частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов (т.4,л.д.14).

В соответствии с указанным решением в отношении транспортных средств, оформленных по ГТД N10417030/170805/0006574, N10417030/180705/0006576, N 10417030/190705/0006593, изменено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов на частичное условное освобождение, с уплатой периодических таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ в размере 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы вышеуказанные транспортные средства были выпущены для внутреннего потребления. При этом, как определено в решении, дату такого изменения определять по каждому транспортному средству индивидуально, начиная с месяца, в котором установлен факт нарушения, исходя из результатов ревизии. Также в решении указано на обеспечение внесения соответствующих изменений в указанные ГТД. (представлено в последнем заседании).

На основании решения выписано требование об уплате таможенный платежей от 27.12.2007 г. N 193, в т.ч. таможенная пошлина 3 694 546 руб. 08 коп. и НДС в размере 9 059 406 руб. 08 коп., а также пени в размере 3 863 481 руб. 57 коп.. ( т. 1 л.д. 24).

В качестве основания для изменения таможенного режима и доначисления таможенных платежей таможенный орган указывает на использование транспортных средств, временно выпущенных с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках.

Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, данные выводы таможни не основаны на фактических обстоятельствах и нормативных актах, регулирующих таможенные правоотношения.

В соответствии со . 271 ТК РФ временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:

1)если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;

2)если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;

3)если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;

4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду, за исключением случая, когда договор аренды заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

В случаях, если не соблюдаются условия, при которых применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в отношении транспортных средств применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом в отношении временно ввозимых товаров (ст. 212).

При несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачиваются 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (п. 2 ст. 212 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Правительство России вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также, если другие условия, предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 1 ст.271 ТК РФ не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза право собственности на транспортное средство не переходит к российскому лицу.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003г. N 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию РФ и помещаемых под таможенный режим временного ввоза предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

Определение понятия «международная автомобильная перевозка» приведено в Федеральном законе от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В соответствии с данным Федеральным законом «международная автомобильная перевозка» - перевозка транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов и пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого и негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно.

В целях реализации Постановления N 147 Министерство транспорта Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации издали совместный приказ от 08.09.2003 N 187/970 «О перечне документов и порядке контроля целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2003 за N 5129), согласно пункту 1 которого документами, подтверждающими использование транспортных средств для международных перевозок товаров, являются товарно-транспортные накладные (CMR), а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров. Допускается использование транспортного средства для внутренней перевозки грузов при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций. Таким образом, подзаконным актом предусматривается возможность использования транспортных средств во внутренних перевозках в рамках режима полного освобождения от уплаты таможенных платежей.

Как следует из материалов дела 24.01.2005г. между ООО «Инкомцентр» и компанией «Scania Credit AB», Швеция заключен договор лизинга N 69-04741. В соответствии с условиями договора шведская сторона передала заявителю 10 седельных тягачей «Scania» и 10 полуприцепов «Lohr Enr», которые были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и оформлены в Тольяттинской таможне по ГТД N 10417030/190705/0006593 в режиме «ИМ 31» с полным уловным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации, при условии их использования для осуществления международных перевозок грузов. Первоначально срок временного ввоза автотранспортных средств был установлен до 12.02.2007г., в дальнейшем продлен Тольяттинской таможней до 13 февраля 2009 года. ( т. 3 л.д.30-52).

В целях реализации планов развития предприятия по оказанию услуг международных автомобильных перевозок ООО «Инкомцентр» заключены договоры на оказание услуг по перевозке товаров как с иностранными, так и с российскими компаниями. В том числе:

1. договор от 25.09.2002г. N 4500000409 с ЗАО «Джи-Эм-АВТОВАЗ»;

2. договор от 20.04.2004г. N 20/04 с ООО «УкрАвтоЗаЗ-сервис»;

3. договор от 28.04.2004г. N 82 с ЗАО «БИПЕК Авто»;

4. договор от 12. 05. 2004г. N РЛ/ИЦ 04-003 с ООО «Рольф-Лоджистик»;

5. договор от 01.01.2006г. N 005/06 с ЗАО «Санфлауэр-М»;

6. договор от 04.01.2006г. N 06 с ТОО «Global Auto»;

7. договор от 01.02.2006г. N 1CO1/2006/RU с ЗАО «Адампол»;

8. договор от 01.05.2006г. N 184 с ООО «Mercur Auto LTD»;

9. договор от 02.05.2006г. N 188 с ООО «Платинум Групп»;

10. договор от 01.09.2006г. N 442 с ООО «Автологистика»;

11. договор от 07.02.2007г. N 643/00232934/073127 с ОАО «АвтоВАЗ»;

12. договор от 21.05.2007г. N 000 AL-IC с компанией «Amitel Line LLC» (США) ( т. 3 л.д.43-90).

В ходе специальной таможенной ревизии Тольяттинской таможней проведена проверка документов ООО «Инкомцентр», в том числе указанных договоров, путевых листов грузовых автомобилей, товарно-транспортных накладных и других документов по оказанию транспортных услуг различным организациям. Во всех случаях основанием для изменения таможенного режима указано на отсутствие международной перевозки. Однако изложенные в акте доводы противоречат названным выше правовым актам и фактическим обстоятельствам.

1. В частности, тягач Scania-P114-340L, гос. номер М 128 МУ 63, прицеп Lohr номер АН 9496 63:

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Санкт-Петербург.

Согласно сведениям, указанным в путевом листе грузового автомобиля N 12957, ТТН N 20130 от 08.09.2005г. фактический маршрут перевозки: Тольятти - Санкт-Петербург - Ханко (Финляндия)- Екатеринбург-Тольятти. На выполнение перевозки была получена заявка от ООО «Рольф-Лоджистик» с указанием даты загрузки автомобилей в порту Ханко -16.09.2005г. Во время следования по маршруту, а именно 12 сентября 2005года, заказчик перевозки - ООО «Рольф-Лоджистик» уведомило перевозчика - ООО «Инкомцентр» об отмене заказа в связи с неприбытием в порт Ханко товарных автомобилей, подлежащих доставке в г. Екатеринбург. В связи с указанными обстоятельствами тягач с прицепом без груза был возвращен в г. Тольятти. Данная перевозка не может рассматриваться как внутренняя.

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Краснодар.

Согласно данным путевого листа грузового автомобиля N 16434, ТТН 20529 от 26.09.2005г. фактический маршрут перевозки: Тольятти - Краснодар - Ильичевск, Одесская область, Украина - Москва - Тольятти. Во время следования по маршруту заказчик перевозки - ООО «Автологистика» уведомило перевозчика - ООО «Инкомцентр» об отмене заказа на перевозку товарных автомобилей по указанному маршруту в связи с неприбытием в порт Ильичевск Одесской области товарных автомобилей, подлежащих доставке в г. Москву. В связи с указанными обстоятельствами тягач был возвращен в г. Тольятти.

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Краснодар.

Фактически автомобиль совершил перевозку товарных автомобилей по маршруту: Тольятти - Краснодар - Ильичевск (Украина) - Москва - Тольятти. Подтверждение маршрута указано в путевом листе грузового автомобиля N 1618, ТТН N 22996 от 30.01.2006г. и CMR N 0732495 с указанием места погрузки - Ильичевск, Украина и места доставки товара - Москва.

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Новороссийск.

Согласно данным путевого листа грузового автомобиля N 14326, ТТН N 371257 от 02.08.2006г. фактический маршрут перевозки: Тольятти - Новороссийск - Запорожье -Москва - Тольятти. На выполнение перевозки была получена заявка от ЗАО «Адампол». Во время следования по маршруту, а именно 07 августа 2006г., заказчик перевозки - ЗАО «Адампол» уведомило перевозчика - ООО «Инкомцентр» об отмене заказа на перевозку товарных автомобилей в связи с отсутствием на заводе г. Запорожье товарных автомобилей, подлежащих доставке в г. Москву. В связи с указанными обстоятельствами тягач был возвращен в г. Тольятти.

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Тюмень.

Согласно данным путевого листа N 15395, ТТН 26948 от 22.08.2006г. перевозка осуществлялась на автомобиле Scania - Р94-310, гос.номер Р 249 МН 63. На основании приказа по ООО «Инкомцентр» от 22 августа 2006г. N 272 водитель Никконен Э.Ю. был перезакреплен за автомобилем Scania - Р94-310, гос.номер Р 249 МН 63. Указанный автомомбиль не имеет отношения к Договору лизинга N69-0474^ от 24.01.2005г. и может использоваться во внутренних перевозках.

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Реутов, Московская область.

Согласно данным путевого листа грузового автомобиля N 16084, ТТН N 27161 от 30.08.2006г. фактический маршрут перевозки: Тольятти - Москва - Ханко, Финляндия -Екатеринбург - Тольятти. Подтверждение выполнения маршрута указано в путевом листе автомобиля и CMR N 06ТНА830617 с указанием места погрузки - Ханко и места доставки товара - Екатеринбург.

2. Тягач Scania-P114-340L, гос. номер М 129 МУ 63, прицеп Lohr, гос.номер АН 9495 63.

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Москва.

Согласно данным путевого листа грузового автомобиля N 13365, ТТН N 19943 от 31.08.2005г. фактический маршрут перевозки: Тольятти - Москва - Ханко, Финляндия -Екатеринбург - Тольятти. Во время следования по маршруту произошла поломка прицепа Lohr, гос.номер АН 9495 63, в связи с чем автомобиль был вынужден вернуться в Тольятти для проведения необходимого ремонта. Подтверждением является заказ-наряд N СКН00004120 от 05.09.2005г. Произведены следующие ремонтные работы: колесо со ступицей в сборе, снятие, установка; система ABS, диагностика; датчик ABS, замена. В соответствии с требованиями и техническими критериями стран ЕС неисправное транспортное средство (любой степени неисправности) задерживается на границе, не допускается на территорию другой страны и не может являться участником дорожного движения.

-в Акте указано на нецелевое использование автомобиля во внутренней перевозке по маршруту Тольятти - Реутов.

Согласно данным путевого листа грузового автомобиля N 13598, ТТН N 20197 от 12.09.2005г. фактический маршрут перевозки: Тольятти - Реутов - Ханко - Самара -Тольятти. Во время следования по маршруту произошла поломка автомобиля, в связи с чем водитель был вынужден прервать маршрут и вернуться в г. Тольятти для проведения необходимого ремонта. Подтверждением является заказ - наряд NСКН00005002 от 16.09.2005г. Произведены следующие ремонтные работы: дисковый тормоз, тормозная скоба, диагностика, тарировка тахографа; установлены: датчик износа тормозных накладок, хомут пластиковый, бумажная информационная табличка, пломба колпачковая. В соответствии с требованиями и техническими критериями стран ЕС неисправное транспортное средство (любой степени неисправности) задерживается на границе, не допускается на территорию другой страны и не может являться участником дорожного движения.