• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2008 года Дело N А72-6801/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2008г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г., при участии в судебном заседании:

представителя Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Теплоком»- Шестериной Ю.Д. (доверенность от 31.07.2007г. N610/145),

представитель ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2008г. по делу N А72-6801/2007 (судья Каргина Е.Е.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Теплоком», к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, к Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - налоговый орган), Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд) по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассового распоряжения N90237 от 26.07.1999г. на сумму 864472,84 руб.; о признании незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - налоговая инспекция), Пенсионного фонда по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассовых распоряжений N90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., N90250 от 20.07.2000г. на сумму 901806 руб.; об обязании налоговой инспекции осуществить за счет средств соответствующего бюджета возврат предприятию на расчетный счет N 40702810300021030256 в ЗАО банк «Венец» 2633208,84 руб., излишне взысканных на основании инкассовых поручений N90237 от 26.07.1999г. на сумму 864472,84 руб., N90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., N90250 от 20.07.2000г. на сумму 901806 руб. (т.1 л.д. 2-6, т. 3 л.д. 97).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2008г. по делу NА72-6801/2007 в части оспаривания бездействия налогового органа, бездействия налоговой инспекции по эпизодам, связанным с инкассовым поручением от 09.02.2001г. N 129, а также в части обязания налоговой инспекции перечислить проценты на сумму взысканных пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации производство по делу прекращено.

Суд удовлетворил заявленные требования. Признал незаконными действия налогового органа, Пенсионного фонда по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассового распоряжения N 90237 от 26.07.1999г. на сумму 864472,84 руб. Признал незаконными действия налоговой инспекции, Пенсионного фонда по взысканию в бесспорном порядке пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании инкассовых распоряжений N 90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., N 90250 от 20.07.2000г. на сумму 901806 руб. Обязал налоговую инспекцию осуществить возврат пеней, взысканных на основании инкассового распоряжения N 90237 от 26.07.1999г. на сумму 864472,84 руб., инкассовых распоряжений N 90275 от 12.10.2000г. на сумму 866930 руб., N 90250 от 20.07.2000г. на сумму 901806 руб. (т. 3 л.д. 108-110).

В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 113-117).

Предприятие апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Налоговый орган, налоговая инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Пенсионного фонда, налогового органа и налоговой инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель предприятия отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя предприятия, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 20.09.2007г. со счета предприятия N40702810869170100644 в Заволжском ОСБ N8286 взыскано 2633208,84 руб. пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации во исполнение инкассовых распоряжений Пенсионного фонда от 26.07.1999г. N90237, от 12.10.2000г. N90275, от 20.07.2000г. N90250.

По состоянию на дату начала оплаты распоряжения от 26.07.1999г. N 90237 (29.08.2006г.) предприятие находилось на учете в налоговом органе, по состоянию на 20.09.2007г. - дату полного исполнения спорных инкассовых распоряжений - на учете в налоговой инспекции.

Согласно письму Заволжского отделения N 8286 АК СБ РФ (ОАО) от 13.12.2007г. N 06/2/500 пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по спорным инкассовым поручениям перечислены в налоговые органы по месту учета предприятия в соответствии с Указаниями ЦБ РФ от 05.01.2001г. N 898-У и Минфина РФ от 15.01.2001г. N 5н «О порядке работы банков с расчетными документами на перечисление (взыскание) денежных средств в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с введением с 01.01.2001г. единого социального налога (взноса)», а именно по распоряжению от 26.07.1999г. N 90237 - в налоговый орган, по распоряжениям от 12.10.2000г. N90275, от 20.07.2000г. N90250 - в налоговую инспекцию.

Предприятие считает, что действия государственных органов по взысканию спорных обязательных платежей являются незаконными и нарушающими его права, что установленная процедура взыскания не соблюдена, пропущены все сроки для принудительного взыскания пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренные ст.ст. 45 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, поэтому обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Суд первой инстанции на основании п. 4 ст. 198 АПК РФ обоснованно удовлетворил предприятию ходатайство о восстановлении срока подачи заявления.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее - Закон N 118-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), с 01.01.2001г. осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 Кодекса).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Пунктом 7 ст. 9 НК РФ установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно ст. 34.1 НК РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.

Таким образом, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части первой НК РФ, а сами органы Пенсионного фонда пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

При этом специальные акты законодательства, подлежат применению до введения в действие части второй НК РФ в той части, в какой они определяют плательщиков взносов и устанавливают налоговую базу, налоговый период, ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции, пени начислены по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, задолженность по которым возникла во 2-м квартале 1999г., 2-3 квартале 2000г.

Однако Пенсионным фондом меры по взысканию задолженности принимались в нарушение порядка, установленного положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, без выставления плательщику требования и принятия решения о взыскании задолженности.

Последующие действия налоговых органов, располагавших сведениями о нарушениях процедуры принудительного взыскания в момент передачи им полномочий по взысканию задолженности, но вопреки указанным правовым нормам, исполнявшим в дальнейшем обязанности взыскателей денежных средств в Пенсионный фонд в связи с введением с 01.01.2001г. единого социального налога, привели к незаконному списанию 20.09.2007г. денежных средств со счета предприятия.

Срок для взыскания сумм пени, начисленных на недоимку, возникшую в 1999 - 2000 г.г., исходя из совокупности сроков, определенных ст.ст. 46, 47, 48, 70 НК РФ истек, в связи с чем, утрачена возможность принудительного взыскания задолженности по пени, что согласуется со сложившейся судебной практикой.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе Пенсионный фонд не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил предприятию заявленные требования.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2008г. по делу NА72-6801/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
 В.Е. Кувшинов
 Судьи
Е.И. Захарова
 В.С. Семушкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-6801/2007
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 июля 2008

Поиск в тексте