ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2008 года Дело N А55-17400/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В., с участием:

от заявителя - не явился, извещен;

от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 24 сентября 2007 г.; от третьих лиц:

от Администрации Сызранского района Самарской области - не явился, извещен;

от ЗАО «Балашейские пески» - Горбова М.В., доверенность от 27 июня 2008 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу

Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2008 г.

по делу N А55-17400/2007 (судья Львов Я.А.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, третьи лица: Администрация Сызранского района Самарской области, город Сызрань, ЗАО «Балашейские пески», Самарская область, Сызранский район, п. Балашейка, о признании недействительным отказа и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) в государственной регистрации договора аренды от 17 августа 2005 г. N 50-2005/09 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п.г.т. Балашейка, площадью 30000 кв.м., кадастровый номер 63:33:0411002:0001; а также об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды от 17 августа 2005 г. N 50-2005/09 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п.г.т. Балашейка, площадью 30000 кв.м., кадастровый номер 63:33:0411002:0001.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2008 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что поскольку спорный земельный участок площадью 30000 кв.м. уже прошёл государственную регистрацию, впоследствии возможно лишь изменение федеральной собственности на иную форму, но не разграничение и повторная регистрация участка за тем же собственником; государственная регистрация была произведена до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», вступившего в силу с 21 января 2002 г.; до установления порядка распоряжения землями вышеуказанными законами, у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный земельный участок; единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области; довод Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области о пропуске срока на обращение в арбитражный суд не нашел документального подтверждения.

Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что в качестве правоустанавливающего документа на регистрацию был представлен договор аренды от 17 августа 2005 г. N 50-2005/09 указанного земельного участка, подписанный во исполнение решения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 17 августа 2005 г. N 226, а не свидетельство о государственной регистрации права; арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о неправомерности вывода регистрирующего органа относительно правомочности распоряжения данным земельным участком Российской Федерацией, несмотря на наличие соответствующей записи о регистрации на него права собственности за РФ, на основании нормы закона, которая на момент проведения регистрации права собственности за РФ не действовала; отсутствуют основания считать данный земельный участок федеральной собственностью, не подлежащей разграничению, поскольку: 1) он не признан таковым федеральным законом; 2) право собственности на него не возникло при разграничении; 3) право собственности на него не приобретено по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, права на которые зарегистрированы за Российской Федерацией, должно осуществляться органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель третьего лица - ЗАО «Балашейские пески» - считает решение суда законным и обоснованным.

Представители заявителя, Администрация Сызранского района Самарской области в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

На основании решения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 17 августа 2005 г. N 226 между управлением и закрытым акционерным обществом «Балашейские пески» заключен договор аренды земельного участка от 17 августа 2005 г. N 50-2005/09, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п.г.т. Балашейка, площадью 30000 кв.м., с кадастровым номером 63:33:0411002:0001 (л.д. 24-29).

15 июня 2006 г. ГУ Федеральной регистрационной службы по Самарской области сообщением N 08/009/2006-402 отказало в государственной регистрации договора аренды на спорный земельный участок на основании того, что заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области на распоряжение вышеуказанным земельным участком.

При принятии решения о признании указанного отказа в государственной регистрации договора аренды незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10 сентября 2001 г. серии 63-АА N 234566 (л.д. 22).

В соответствии со ст. 2 названного Закона государственная регистрация - это единственное доказательство существования права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, зарегистрированное Самарской областной регистрационной палатой право на указанный земельный участок вне зависимости от оснований государственной регистрации, не оспоренное в судебном порядке, является основанием правообладателя для управления и распоряжения этим земельным участком в полном объеме, предусмотренном Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации.

Суд правильно указал в решении, что поскольку в ст. 17 ЗК РФ говорится о приобретении права федеральной собственности, то есть собственником в данном случае выступает публичное образование - Российская Федерация, при возникновении права федеральной собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, применяются иные нормы гражданского законодательства, а именно п. 2 ст. 214 ГК РФ, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До установления порядка распоряжения землями вышеуказанными законами, у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный земельный участок.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 27 октября 2004 г. N 691, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Согласно п. 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Таким образом, единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области. В соответствии с п. 5.37 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.

Довод подателя жалобы о том, что на государственную регистрацию был представлен только договор аренды, не было представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок, не опровергает выводов суда о незаконности оспариваемого отказа в государственной регистрации, поскольку регистрирующий орган при отсутствии этого документа вправе был приостановить государственную регистрацию и запросить у заявителя свидетельство о регистрации права собственности, чего не было сделано.

Судом сделан правильный вывод о том, что довод Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области о пропуске срока на обращение в арбитражный суд не нашел документального подтверждения.

Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2008 г. по делу N А55-17400/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
 Е.М. Рогалева
 Судьи
В.В. Кузнецов
 С.Т. Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка