ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2008 года Дело N А72-1320/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В., с участием:

от заявителя - Антонов Д.В., доверенность от 12 мая 2008 г.;

от Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области - Елисеева Л.В., доверенность от 10 января 2008 г. N 01;

от третьего лица - не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2008 г.

по делу N А72-1320/2008 (судья Семенова М.А.) по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район», г. Сенгилей, Ульяновская область, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, третье лицо: Администрация МО «Сенгилеевский район», г. Сенгилей, Ульяновская область, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на административное здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Октябрьская, 34 а,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район» (далее - заявитель, КУМИ и ЗО) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (далее - регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на административное здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Октябрьская, 34а, выраженного в сообщении УФРС по Ульяновской области от 06 августа 2007 г. N 04/035/2007-012.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что постановление главы администрации МО Сенгилеевский район «О смене статуса жилого здания» от 29 декабря 2006 г. N 367 не содержит требований о проведении переустройства и (или) перепланировки; у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на административное здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Октябрьская, 34а.

Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по состоянию на 18 мая 2007 г., представленной Комитетом в Управление в качестве правоустанавливающего документа, в реестре муниципальной собственности здание гостиницы «Дружба» литер А числится как объект жилого фонда, в связи с чем Комитетом не были представлены суду доказательства, подтверждающие принадлежность муниципальному образованию «Сенгилеевский район» административного здания; согласно заявлению о государственной регистрации от 18 мая 2007 г. целью обращения Комитета в Управление являлось проведение государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования «Сенгилеевский район» на здание гостиницы «Дружба», а не на административное здание. Решение об отказе в государственной регистрации, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 06 августа 2007 г. N 04/034/2007-012, было принято также в отношении объекта жилого назначения - здания гостиницы, а не административного здания; условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое определены в ст. 23 ЖК РФ. Согласно пунктам 5 и 7 указанной нормы ЖК РФ документом, подтверждающим окончание перевода помещения и являющимся основанием использования помещения в качестве жилого, если для такого использования не требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ, является документ, подтверждающий принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, форма и содержание которого устанавливаются Правительством РФ; таким документом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое (жилое) помещение» является уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое (жилое) помещение, данный порядок изменения назначения объекта недвижимости является единым и не поставлен законодателем в зависимость от субъектного состава участников отношений по переводу жилого помещения в нежилое и совпадения правообладателя и органа, осуществляющего перевод жилого помещения в нежилое, в одном лице.

В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

18 мая 2007 г. в Сенгилеевский отдел УФРС обратился представитель КУМИ и ЗО, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области на здание гостиницы «Дружба», расположенное по адресу: Ульяновская области, Сенгилеевский район, город Сенгилей, улица Октябрьская, дом N 34 А, кадастровый номер: 73614:030103:234:0032030001.

05 июня 2007 г. Сенгилеевским отделом УФРС государственная регистрация была приостановлена на срок до 04 июля 2007 г. в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), о чем вынесено уведомление за N 04/035/207-012 (л.д. 100).

05 июля 2007 г. Сенгилеевским отделом УФРС государственная регистрация была приостановлена на срок до 04 августа 2007 г. в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона N 122-ФЗ на основании заявления правообладателя, о чем вынесено уведомление за N 04/035/207-012(л.д. 99).

06 августа 2007 г. Сенгилеевским отделом УФРС было отказано в государственной регистрации вышеуказанного здания на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, о чем вынесено сообщение за N 04/035/2007-012 (л.д. 14) в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.

При принятии решения о признании указанного отказа в государственной регистрации права собственности незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Октябрьская, д. 34а, является муниципальной собственностью и числится в реестре муниципальной собственности как административное.

Согласно постановлению главы администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» от 29 декабря 2006 г. N 367 «О смене статуса жилого здания» (л.д. 22) статус здания гостиницы «Дружба» сменен на административное здание с разрешением его эксплуатации в качестве административного здания.

В силу п. 7 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный акт, подтверждающий окончание перевода помещения в жилое или нежилое, не требуется, если документ о принятом компетентным органом решении не содержит требование о переустройстве и (или) перепланировке.

Постановление главы администрации МО «Сенгилеевский район» «О смене статуса жилого здания» от 29 декабря 2006 г. N 367 не содержит требований о проведении переустройства или перепланировки.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим окончание перевода помещения и являющимся основанием использования помещения в качестве жилого, если для такого использования не требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки (или) иных работ, является документ, подтверждающий принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, форма и содержание которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое помещение»).

Согласно Плану объекта недвижимого имущества (с описанием), составленный УОГУП БТИ по состоянию на 02 апреля 2007 г. объект выделяется как объект нежилого фонда - здание гостиницы «Дружба». Согласно экспликации к плану строения, содержащейся в плане объекта недвижимости, все части помещения, входящие в состав здания, имеют нежилое назначение, таким образом, из представленных документов усматривалось, что здание гостиницы «Дружба» переведено из жилого в нежилое.

На государственную регистрацию заявителем было представлено постановление главы администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 29 декабря 2006 г. N 367 «О смене статуса жилого здания», согласно которому статус здания гостиницы сменен на статус административного здания с разрешением его эксплуатации в качестве административного здания.

В качестве документа - основания для проведения государственной регистрации заявителем была представлена выписка из реестра муниципальной собственности МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по состоянию на 18 мая 2007 г., согласно которой объект недвижимости - здание гостиницы «Дружба» лит. А, расположенное по указанному адресу, является имуществом муниципальной казны на основании постановления главы Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 июня 2005 г. N 159 «О принятии муниципального жилого фонда в муниципальную казну Сенгилеевского района».

Согласно ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации:

- п. 1 - перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений);

- п. 2 - для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

- п. 4 - решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган;

- п. 5 - орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которою принято указанное решение;

- п. 6 - в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо;

- п. 7 - предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Заявитель на перевод помещения из жилого в нежилое и орган, осуществляющий перевод помещений, являются одним и тем же лицом, вследствие чего суд правильно сделал вывод, что документ, подтверждающий принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, форма и содержание которого устанавливаются Правительством РФ не нужен, таковым документом для данного субъектного состава является постановление главы администрации МО «Сенгилеевский район» «О смене статуса жилого здания» от 29 декабря 2006 г. N 367.

С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что документы, представленные на государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое здание гостиницы «Дружба», отражали полную информацию, необходимую для государственной регистрации права и у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на административное здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Октябрьская, 34а.

Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2008 г. по делу N А72-1320/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
 Е.М. Рогалева
 Судьи
Н.Ю. Марчик
 С.Т. Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка