• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2008 года Дело N А55-16609/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В., с участием:

от заявителя - Журавлева О.Г., доверенность от 30 июня 2008 г.;

от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Милакумова Е.В., доверенность от 25 октября 2007 г. N12-7822;

от Администрации городского округа Самара - Мостовая К.В., доверенность от 19 июня 2008 г. N 01/- 04 -649;

от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен; от третьих лиц:

от Специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице Филиала Российского фонда федерального имущества в Самарской области - не явился, извещен;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2008 г.

по делу N А55-16609/2007 (судья Стенина А.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Арм-С», г. Самара, к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице Филиала Российского фонда федерального имущества в Самарской области, г. Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Арм-С» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным отказ от 22 сентября 2007 г. N 01/202/2007-444 Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) в государственной регистрации перехода права собственности, регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок общей площадью 7117 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 партсъезда, кадастровый номер 63:01:09 29 001:0029.

Кроме того, просило обязать Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области произвести государственную регистрацию перехода права собственности и права собственности за ООО «Арм-С» на объект недвижимого имущества - земельный участок общей площадью 7117 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 партсъезда, кадастровый номер 63:01:09 29 001:0029.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2008 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что статус земельного участка, на котором были объекты федеральной собственности в связи с приватизацией имущества, находящегося на нем, продажей Обществу не изменился; на момент принятия Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области распоряжения от 30 июня 2006 г. N 339 о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. 22 партсъезда, Территориальное управление являлось единственным органом, имеющим, в соответствии с действующим на момент принятия решения законодательством, право на распоряжение указанным земельным участком; изменения в п. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», внесенные Федеральным законом Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, вступили в силу с 01 июля 2006 г., т.е. после того, как Теруправление уже распорядилось данным земельным участком. Заключая договор купли-продажи земельного участка 19 апреля 2007 г., Фонд лишь исполнил данное распоряжение, осуществив функции продавца имущества.

Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности за Российской Федерацией на данный земельный участок отсутствует; в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Департамент имущественных отношений Самарской области (сейчас Министерство имущественных отношений Самарской области), в связи с чем договор купли-продажи от 19 апреля 2007 г. заключен с органом, не уполномоченным распоряжаться указанным земельным участком; ввиду того, что в анализируемом случае договор купли-продажи был заключен 19 апреля 2007 г., значит именно с этой даты считается, что соответствующий орган распорядился указанным земельным участком; принимая во внимание положение п. 3 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г., с 01 июля 2006 г. установлен иной способ приватизации земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не связывающий определение правовой судьбы земельных участков с приватизацией объектов недвижимости на таких землях.

В судебном заседании представители регистрирующего органа и Администрации городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Российским Фондом федерального имущества (далее - Фонд) в рамках приватизации по договору купли-продажи от 19 апреля 2007 г. N 101-06-339-р/256 находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность ООО «Арм-С» был продан земельный участок общей площадью 7117, 00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда.

Продажа земельного участка была осуществлена фондом на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 30 июня 2007 г. N 339-Р.

ООО «Арм-С» приобретало объекты недвижимого имущества - нежилые помещения столовую, клуб и дом быта, расположенные на выкупаемом в рамках приватизации земельном участке, у ООО «Статус», которое приобретало данные объекты у ЗАО «Самарский завод «Строммашина». А ЗАО «Самарский завод «Строммашина» приобрело данные объекты недвижимого имущества при приватизации федеральной собственности.

Стороны по договору купли-продажи от 19 апреля 2007 г. N 101-06-339-р/256 обратились в Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области для государственной регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на вышеуказанный объект за ООО «Арм-С».

Регистрационная служба сообщением от 22 сентября 2007 г. на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказала в государственной регистрации перехода права собственности, регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. 22 Партсъезда, документы на которые были представлены 03 августа 2007 г. Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена, распоряжение земельным участком должно осуществляться Департаментом имущественных отношений, в связи с чем договор купли-продажи земельного участка заключен с неуполномоченным лицом.

При принятии решения о признании указанного отказа в государственной регистрации договора купли-продажи незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Суд сделал правильный вывод о том, что на момент принятия Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области распоряжения от 30 июня 2006 г. N 339 о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. 22 Партсъезда, Территориальное управление являлось единственным органом, имеющим, в соответствии с действующим на момент принятия решения законодательством, право на распоряжение указанным земельным участком.

Судом правомерно отклонен довод Управления Федеральной регистрационной службы о неприменении в спорных правоотношениях норм Закона о приватизации. Эти нормы Закона утратили силу с 01 июля 2006 г., а распоряжение земельным участком произошло 30 июня 2006 г. распоряжением N 339.

Действовавшее на момент издания этого распоряжения законодательство, как и ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривают, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Следовательно, правоотношения по спорному земельному участку возникли до 01 июля 2006 г., а не в момент заключения договора.

Этот вывод суда соответствует положениям ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

На момент принятия Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области распоряжения от 30 июня 2006 г. N 339-р, которым данный участок в рамках приватизации был предоставлен в собственность ООО «Арм-С», а Фонду было поручено продать данный земельный участок ООО «Арм-С», действовал Федеральный закон Российской Федерации N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции от 28 сентября 2001 г. в пункте 10 статьи 3 которого было указано о том, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 г. N 576, право распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не было разграничено, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, было предоставлено Министерству имущественных отношений Российской Федерации (в настоящее время Минимущество России преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом). В случае, если решение о приватизации таких земельных участков принималось Минимуществом России, договор купли-продажи заключался Фондом. Распоряжением Минимущества России и Российского фонда федерального имущества от 21 августа 2002 г. N 2881-р/153 был утвержден «Порядок взаимодействия Министерства имущественных отношений РФ и Российского фонда федерального имущества при приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их приватизации в федеральной собственности».

Абзацем 2 пункта 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в редакции закона, действовавшей на момент издания распоряжения) было установлено, что «решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости».

Поэтому Теруправление вправе было распорядиться данным земельным участком в рамках приватизации и принять решение о его продаже ООО «Арм-С», что и было сделано 30 июня 2006 г. путем издания соответствующего распоряжения.

Изменения в п. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», внесенные Федеральным законом Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ вступили в силу с 01 июля 2006 г., т.е. после того, как Теруправление уже распорядилось данным земельным участком. Заключая договор купли-продажи земельного участка 19 апреля 2007 г., Фонд лишь исполнил данное распоряжение, осуществив функции продавца имущества.

Поэтому довод подателя жалобы о том, что данным участком, не разграниченным в обороте, вправе были распорядиться только органы местного самоуправления, не основан на нормах закона.

Согласно ст. 29 и п. 8 ст. 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка принимается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Российский фонд федерального имущества не относится к таким органам исполнительной власти, а является лишь специализированным учреждением, согласно Уставу Фонда, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества», распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2002 г. N 605-р, наделенным функциями продавца по продаже приватизируемого федерального имущества, в том числе земельных участков.

Органом же исполнительной власти, полномочным принять решение о предоставлении в рамках приватизации земельного участка, т.е. распорядиться земельным участком, в данном случае, как указано выше, является орган исполнительной власти - Теруправление, а не Фонд. Поэтому датой распоряжения данным земельным участком является дата издания Теруправлением распоряжения от 30 июня 2006 г. N 339-р, которым данный участок в рамках приватизации был предоставлен в собственность ООО «Арм-С», а не 19 апреля 2007 г. - дата заключения Фондом с ООО «Арм-С» на основании распоряжения договора купли-продажи земельного участка, как указывает податель жалобы.

Довод подателя жалобы о том, что на момент распоряжения земельным участком утратили силу постановление Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 г. N 576 и абз. 2 п. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества», является неосновательным в связи со следующим.

Поскольку датой распоряжения земельным участком является 30 июня 2006 г. - дата издания Теруправлением распоряжения от 30 июня 2006 г. N 339-р (по основаниям, указанным выше), то на момент распоряжения данным земельным участком вышеуказанные нормативные акты действовали.

С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что сторонами при подаче заявления о государственной регистрации договора представлены документы в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.

Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2008 г. по делу N А55-16609/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
 Е.М. Рогалева
 Судьи
Н.Ю. Марчик
 С.Т. Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-16609/2007
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 июля 2008

Поиск в тексте