ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2008 года Дело N А55-8399/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г., с участием:

от заявителя - Корнеев В.В., доверенность от 12.11.2008 г.,

от ответчика - Тихоненко Н.В., доверенность от 9.01.2008 г. N 5,

от третьего лица - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 декабря 2008 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области на определение от 1 августа 2008 года об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2007 года по делу N А55-8399/2007 принятое по заявлению Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, город Кинель Самарской области, к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, город Самара, третье лицо: ОАО «Самаранефтегаз», город Самара, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Кинельский Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 15 августа 2007 года по заявлению к Управлению Федерального казначейства по Самарской области (далее - ответчик, Управление), третье лицо: ОАО «Самаранефтегаз» (далее - Общество) о признании незаконным бездействия выразившегося в не перечислении денежных средств в размере 4 151 942 руб. 44 коп. в бюджет Кинельского района.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2007 г. заявленные требования удовлетворены полностью.

22 июля 2008 г. Администрация муниципального района Кинельский Самарской области обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 15 августа 2007 г.

1 августа 2008 г. определением Арбитражного суда Самарской области изменен способ и порядок исполнения решения от 15 августа 2007 г. и установлен следующий порядок исполнения решения:

1. Взыскатель - Администрация Кинельского района Самарской области направляет исполнительный лист по делу Должнику - Управлению федерального казначейства по Самарской области.

2. Должник - Управление федерального казначейства по Самарской области направляет данный исполнительный лист в Министерство финансов Российской Федерации как финансовому органу, выступающему от имени Казны Российской Федерации.

3. Министерство финансов Российской Федерации, во исполнение решения суда, направляет соответствующие денежные средства Управлению федерального казначейства по Самарской области, которое, в свою очередь, перечисляет их в бюджет Кинельского района Самарской области.

Управление, не согласившись с определением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Статьей 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» также предусмотрено право судебного пристава-исполнителя и сторон обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный лист, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий.

Поскольку ни АПК РФ ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суду в каждом конкретном случае предоставлена возможность решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, о чем было указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 г. N 467-О.

На основании решения Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2007 г. (т. 1 л.д. 84-86) выдан исполнительный лист N 062279 и направлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Самарской области (т. 1 л.д. 90, 95).

УФК по Самарской области возвратило исполнительный лист, указав, что решение суда обязано исполнять Министерство финансов РФ (т. 1 л.д. 98-99).

Обратившись за исполнением решения суда в Министерство финансов РФ, заявитель вновь получил отказ в виду того, что Министерство финансов РФ не является должником по данному делу и обязанность по перечислению денежных средств возложена решением суда именно на УФК по Самарской области (т. 1 л.д. 104-105, 106).

Решение суда в указанной части на момент рассмотрения Арбитражным судом Самарской области заявления об изменения порядка и способа исполнения судебного акта не исполнено.

Суд первой инстанции, определяя порядок и способ исполнения судебного акта, обоснованно исходил из того, что экономический спор по данному делу возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета Кинельского района Самарской области на 2004 год за счет налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемого открытым акционерным обществом «Самаранефтегаз», и связан с осуществлением Управлением Федерального казначейства полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

Суммы налога распределены Управлением по нормативам: 95% в федеральный бюджет, 5% в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», вступившим в действие с 1.01.2005 года.

На момент принятия арбитражным судом решения 15 августа 2007 г. спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленного Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации по указанным нормативам.

Перечисление в 2007 году в местный бюджет Кинельского района Самарской области указанных денежных средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2004 год, распределенных в федеральный бюджет, возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета ст. 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

В соответствии со ст. 165 БК РФ полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

По смыслу ст. 166.1 БК РФ, бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.

В соответствии с п. 1 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные п. 2 ст. 242.1 Кодекса направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

При этом в силу п. 5, 7 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. Министерство финансов Российской Федерации ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

При таких обстоятельствах, непосредственно Министерство финансов Российской Федерации должно исполнять вышеуказанное решение в части обязания перечислить денежные средства в размере 4 151 942 руб. 44 коп. в бюджет Кинельского района Самарской области.

Однако, поскольку должником по данному делу является Управление федерального казначейства по Самарской области, оно также должно предпринимать действия по исполнению решения суда.

С учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанции о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, соответствует обстоятельствам дела и по существу является правильным, а поэтому суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, изменяя порядок и способ исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2007 г. по делу N А55-8399/2007, принял судебный акт в пределах предоставленных ему законом полномочий, с учетом оценки всех представленных сторонами доказательств.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ФАС ПО по делам от 11.11.2008 г. N А55-5330/2007, от 13.11.2008 г. N А55-8390/2007, от 14.11.2008 г. N А55-6159/2007, от 14.11.2008 г. N А 55-17970/2006, от 17.11.2008 г. N А 55-5870/2007, от 25.11.2008 г. N А 55-5327/2007.

Таким образом суд апелляционной инстанции считает, что Администрация Кинельского района Самарской области доказала обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, а потому определение Арбитражного суда Самарской области от 1 августа 2008 года по делу N А55-8399/2007 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Самарской области от 1 августа 2008 года по делу N А55-8399/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
П.В. Бажан
 Судьи
 Е.М. Рогалева
С.Т. Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка