• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2009 года Дело N А65-26869/2006

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 25 марта 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 25 марта 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Драгоценновой И.С., Рогалевой Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В., с участием:

от заявителя - извещен, не явился,

от налогового органа - извещен, не явился,

от третьего лица - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2009 г. по делу N А65-26869/2006 (судья Хабибуллин Р.Ф.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Чистопольский рыбзавод», г. Чистополь, Республика Татарстан, к Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан, третье лицо Управление Федерального казначейства РФ по Республике Татарстан, г. Казань, о возврате излишне уплаченного земельного налога,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Чистопольский рыбзавод» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) с учетом заявления об уменьшении размера требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании с налогового органа процентов в размере 23 61, 66 руб. за несвоевременный возврату на расчетный счет заявителя излишне взысканного и излишне уплаченного земельного налога.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2009 г. по делу N А65-26869/2006 требования заявителя удовлетворены частично. На налоговый орган возложена обязанность возместить заявителю за счет средств соответствующего бюджета 22 421, 11 руб. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного и взысканного земельного налога за 2003 год. В остальной части заявленных требований отказано.

Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, считая его незаконным и отказать заявителю в удовлетворении его требования.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, налогового органа и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявитель 30.06.2003 г. представил ответчику налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой площадь земельного участка, расположенного в городе Чистополе по улице Бутлерова, дом 141, составляла 9 795 кв.м., применяемая налоговая ставка - 12, 768 руб. за 1 кв.м., сумма исчисленного налога - 125 063 руб.

Заявитель представил 13.11.2006 г. в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой площадь земельного участка составляла 0 кв.м., применяемая налоговая ставка - 0 руб. за 1 кв.м., сумма исчисленного налога - 0 руб., поскольку в 2003 году он не являлся ни пользователем, ни собственником вышеназванного земельного участка, а поэтому не являлся и плательщиком земельного налога.

Заявитель 17.11.2006 г. направил в налоговый орган заявление N 48 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 151 451, 18 руб. и пени в сумме 1 000 руб.

Налоговый орган письмом от 21.11.2006 г. уведомил заявителя о том, что заявление от 17.11.2006г. N 48 о возврате переплаты по коду платежа 18210904050030000110 в сумме 152 451 руб. оставлено без исполнения, поскольку переплаты не установлено.

Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки, уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г. принял решение от 13.02.2007 г. N 11-11/321 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением заявителю предложено уплатить земельный налог за 2003 год в размере 125 063 руб. и пени в размере 67 883, 39 руб. за несвоевременную уплату земельного налога за 2003 год.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2007 г. по делу N А65-4143/2007-СА2-22 решение налогового органа от 13.02.2007 г. N 11-11/321 признано незаконным.

Налоговым органом были произведены зачеты, имевшейся у заявителя переплаты по земельному налогу, решениями от 11.01.2008 г. N 8555 на сумму 33 627, 73 руб. и N 8556 на сумму 383, 66 руб. в счет погашения недоимки по уплате пени по земельному налогу, о чем налоговый орган уведомил заявителя извещением от 18.01.2008 г. N 76 о принятии решений о зачете.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.06.2008 г. по делу N А65-3186/2008-СА3-47действия налогового органа по проведению зачета от 11.01.2008 г. N 8555 на сумму 33 627, 73 руб. и от 11.01.2008 г. N 8556 на сумму 383, 66 руб. признаны незаконными.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2008 г. по делу N А65-9177/2008-СА2-8, признано незаконным бездействие налогового органа по невозврату заявителю излишне уплаченного земельного налога в сумме 130 246, 35 руб.

В порядке исполнения решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2008 г. по делу N А65-9177/2008-СА2-8 ответчиком 02.12.2008 г. налоговым органом принято решение о возврате земельного налога в сумме 130 246, 35 руб., направленное на исполнение третьему лицу- Управлению Федерального казначейства РФ по республике Татарстан, которое 03.12.2008 г. перечислило заявителю денежные средства в размере 130 246, 35 руб. платежным поручением от 02.12.2008 г. N 680.

Заявлением от 06.01.2009 г. размер требований был уменьшен, заявитель просил обязать налоговый орган возвратить заявителю 23 061, 66 руб. процентов за неосновательное удержание излишне уплаченного и взысканного налога в сумме 130 246, 35 руб.

Заявленное уменьшение требований принято судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ.

В силу п.п.5 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Согласно п.п.5 п.1 ст.32 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке статьи 78 НК РФ. На основании п.5 ст.78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.8 ст.78 НК РФ) (в редакции, действовавшей в спорный период).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком (п.3 ст.78 НК РФ) (в редакции, действовавшей в спорный период).

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации в от 21.06.2001г. N 173-О, который указал на то, что согласно статье 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом (пункт 9).

Таким образом, норма, содержащаяся в п.8 ст.78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п.22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»),

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п.2 ст.79 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, заявитель в соответствии с требованиями статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) 17.11.2006 г. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных и взысканных сумм земельного налога за 2003 год.

На основании ст. 88 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В соответствии с п. 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее, чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка поданной 13.11.2006 г. уточненной налоговой декларации проведена налоговым органом в пределах трехмесячного срока. По ее результатам 13.02.2007 г. налоговым органом было принято решение об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявителю предложено уплатить 125 063 руб. земельного налога за 2003 год и 67 883, 39 руб. пеней за несвоевременную уплату земельного налога за 2003 год. Решение налогового органа было признано впоследствии незаконным решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2007г. по делу N А65-4143/2007-СА2-22, вступившим в законную силу.

Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что месячный срок, определенный п.9 ст.78 НК РФ должен исчисляться с момента завершения налоговой проверки, по результатам которой 13.02.2007г. было принято решение, и о том, что проценты должны быть начислены начиная с 14.03.2007 г.

Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2006 г. N 55-11616/2005-6.

По смыслу статьи 78 НК РФ период начисления процентов определяется моментом истечения месячного срока со дня подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога (окончания налоговой проверки) по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика.

Такой же подход к начислению процентов содержится и в письме МНС РФ N ФС-6-09/884 от 21.11.2000 г., в котором указано, что проценты начисляются за период, начиная с 31-го календарного дня, считая от даты подачи в налоговый орган налогоплательщиком заявления о возврате по день фактического возврата включительно, а поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что проценты должны быть начислены по 03.12.2008 г.

Арбитражный суд первой инстанции обоснованно произвел расчет процентов за период с 14.03.2007 г. по 07.11.2008 г. в соответствии с которым подлежащие уплате заявителю проценты за несвоевременный возврату на расчетный счет заявителя излишне взысканного и излишне уплаченного земельного налога составляют 22 421, 11 руб.

Из содержания статьи 78 НК РФ следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата излишне уплаченного налога. Начисление процентов является, с одной стороны, компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств, с другой стороны - методом стимулирования надлежащего исполнения своих обязанностей государственными органами , а поэтому судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что проценты должны начисляться с 10.01.2008 г. поскольку с заявлением N 48 о возврате переплаты по земельному налогу в сумме 151 451, 18 руб. и пени в сумме 1000 руб. в которые входила и фактическая переплата по налогу в сумме 130 246, 35 руб., заявитель первоначально обратился к ответчику 17.11.2006 г., что подтверждается штампом налогового органа, и именно с этого момента следует исчислять срок (с учетом камеральной проверки) начисления процентов, а не с момента подачи повторного заявления 07.12.2007 г.

Поскольку ответчик не выполнил в установленные сроки, возложенные на него обязанности, чем нарушил права заявителя, то требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в части возмещения процентов в сумме 22 421, 11 руб.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2009 г. по делу N А65-26869/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.В.Кузнецов
Судьи
И.С.Драгоценнова
Е.М.Рогалева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-26869/2006
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 марта 2009

Поиск в тексте