• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2009 года Дело N А55-16559/2008

Резолютивная часть постановления объявлена: 25 марта 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 26 марта 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С., с участием:

от заявителя - Чернова В.Н., доверенность от 07 августа 2008 года; Деева О.В., доверенность от 09 ноября 2008 года N 10/951

от налогового органа - Тюрина Е.В., доверенность от 08 августа 2008 года N 04-08/1426/38510, Вовк А.С., доверенность от 17 марта 2009 года N 04-08/07717, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2009 г. по делу N А55-16559/2008 (судья Степанова И.К.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Самарский завод «Нефтемаш», г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области, г. Самара, об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Самарский завод «Нефтемаш» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области (далее- налоговый орган, ответчик), выразившихся в неоднократном отражении в справках, выдаваемых заявителю, задолженности по пеням по подоходному налогу в размере 1 940 908,37 рублей и штрафам в размере 22 047,48 рублей, по пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 353 282,62 рублей и штрафам в размере 2 512,62 рублей, по пеням по налогу на пользователей автодорог в размере 4 546 801,42 рублей и штрафам в размере 1 908,82 рублей и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем списания с лицевого счета Закрытого акционерного общества «Самарский завод «Нефтемаш» указанной задолженности по пеням и штрафам по подоходному налогу, по налогу с владельцев транспортных средств, по налогу на пользователей автодорог.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2009 г. по делу N А55-16559/2008 заявленное требование удовлетворено. Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, выразившиеся в неоднократном отражении в справках, выдаваемых заявителю, задолженности по пеням по подоходному налогу в размере 1 940 908,37 рублей и штрафам в размере 22 047,48 рублей, по пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 353 282,62 рублей и штрафам в размере 2 512,62 рублей, по пеням по налогу на пользователей автодорог в размере 4 546 801,42 рублей и штрафам в размере 1 908,82 рублей как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем списания с лицевого счета Закрытого акционерного общества «Самарский завод «Нефтемаш» указанной задолженности по пеням и штрафам по подоходному налогу, по налогу с владельцев транспортных средств, по налогу на пользователей автодорог.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Заявитель считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

12.08.08г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением об исключении информации по задолженности перед бюджетом из лицевого счета и о выдаче справки о расчетах с бюджетом, в которой задолженность налогоплательщика но пени и штрафам, не подлежащим взысканию, отсутствует (т.1 л.д.31-32), поскольку в справках о состоянии расчетов (т.1 л.д.36-49), выданных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган), указана задолженность по пеням по подоходному налогу в размере 1 940 908,37 рублей и штрафам в размере 22 047,48 рублей, по пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 353 282,62 рублей и штрафам в размере 2 512,62 рублей, по пеням по налогу на пользователей автодорог в размере 4 546 801,42 рублей и штрафам в размере 1 908,82 рублей.

Письмом от 18.08.08г. N 10-48/1356/397@48 налоговый орган довел до сведения заявителя об отсутствии у него оснований сторнировки задолженностей налогоплательщика, поскольку никакими нормативными актами не предусмотрено списание невозможных к взысканию сумм задолженностей (т.1 л.д.33).

Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто налоговым органом, рассматриваемые суммы пеней и штрафов начислены налоговым органом на суммы недоимок по налогам, образовавшихся в следующие периоды: начисление пеней и штрафов на недоимку по подоходному налогу относится к периоду ее образования начиная с 1998г. по 2000г.; начисление пеней и штрафов на недоимку по налогу с владельцев транспортных средств относится к периоду ее образования с 2000г. по 2001г.; начисление пеней и штрафов на недоимку но налогу на пользователей автодорог относится к периоду ее образования с 2000г. по 2001г., что подтверждается представленными заявителем в материалы дела документами: решением налогового органа N 13-20/1-99/01-43/54047 от 28.12.2007г.; актом выездной налоговой проверки N 837 ДСП от 28.07.2005г; актом выездной налоговой проверки N 1263 ДСП от 29.10.2003г.; актом выездной налоговой проверки N 760 ДСП от 06.09.2001г.; актом выездной налоговой проверки N 513 ДСП от 13.06.2001г.; справкой ИФНС России по Куйбышевскому району г. Самары от 01.07.1999г.; обобщенным состоянием расчетов на 30.09.2001г. ИФНС России по Куйбышевскому району г. Самары; обобщенным состоянием расчетов на 17.05.2002г. ИФНС России по Куйбышевскому району г. Самары; справкой о задолженности на 28.09.2004г. ИФНС России по Куйбышевскому району г. Самары; справкой о задолженности предприятия на 01.01.2004г.; справкой N 10-10/887 от 01.05.2006г. ИФНС России по Куйбышевскому району г. Самары; справкой N 28869 от 26.03.2007г. ИФНС России по Куйбышевскому району г. Самары; справками налогового органа N 43920 от 01.01.2008г., N 49180 от 04.05.2008г., N 56312 от 14.10.2008г., а также актом совместной сверки расчетов по состоянию расчетов на 11.01.09г. (т.2 л.д.21-118, 125-150, т.3 л.д.1-16).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 26.02.08г. по делу N А55-168/2008 признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области от 28.12.07г. N 13-20/1-99/01-43/54047 (т.1 л.д.50-92) в том числе в части взыскания пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 542 369 руб. ( т. 2 л.д. 6-10).

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что материалами дела подтвержден пропуск налоговым органом установленного срока на взыскание пеней, штрафов, начисленных на недоимку по указанным налогам прошлых лет.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.07г. N 8241/07, указал, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Судом первой инстанции правильно указано на то, что представленные налоговым органом сведения о состоянии расчетов, о начислениях, о платежах, данные о налоговых обязательствах (т. 3 л.д.23-138) не доказывают правомерность указания в справках спорных сумм пеней и штрафов и не опровергают пропуска налоговым органом установленного срока на взыскание пеней, штрафов, начисленных на недоимку по налогам прошлых лет.

Поскольку включение в справки в качестве задолженности сумм пеней и штрафов по указанным налогам создает заявителю препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, оспариваемые действия налогового органа противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правильно признал оспариваемые действия налогового органа незаконными.

Арбитражный суд первой инстанции, определяя в решении способ устранения нарушений прав заявителя, правомерно исходил из следующего.

Лицевой счет является формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, требования об уплате налогов направляются налоговым органом на основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета предприятия.

В карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов, пени, штрафов.

Приказом МНС РФ «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов» от 05.08.2002г. N БГ-3-10/411 определено, что суммы пени и штрафов по требованиям, признанным судебными актами недействительными, должны быть исключены из карточек лицевого счета налогоплательщика, которые ведет налоговая инспекция для обеспечения своевременности, правильности и полноты производимых налоговым органом начислений по налогам.

Судебные акты об изменении начисленных сумм, в том числе арбитражных судов, являются основанием для внесения изменений в карточки лицевого счета налогоплательщика - проведения в карточке лицевого счета начисленных к уменьшению сумм пени и штрафов, то есть к исключению из лицевого счета предприятия признанных судебными актами недействительными сумм пени и штрафов.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что неотражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет прав налогоплательщиков.

Однако невнесение в карточку лицевого счета изменений в т.ч. на основании судебного акта арбитражного суда на практике позволяет налоговому органу учитывать спорные суммы пеней и штрафов в качестве задолженности и производить действия по ее принудительному взысканию с налогоплательщика, а также отрицательно сказывается на отношениях с контрагентами в рамках кооперации, препятствует получении кредитов на пополнение оборотных средств, т.е. нормальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Согласно сложившейся практике хозяйственных отношений, наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому невнесение в карточку лицевого счета изменений нарушает права и законные интересы налогоплательщика, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2009 г. по делу N А55-16559/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
И.С.Драгоценнова
Судьи
П.В.Бажан
В.В.Кузнецов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-16559/2008
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 марта 2009

Поиск в тексте