ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 года Дело N А55-14028/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.,

судей: Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Демидовой Т.И.,

с участием:

от истца: Ленская Л.В. - юрисконсульт (доверенность N 18/09 от 22.12.2008 г.);

от ответчика: Горшкова Т.В. - начальник юридического отдела (доверенность N 3128 от 13.10.2008 г.);

от третьего лица: не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2009 года в зале N 3 помещения суда апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2008 года по делу NА55-14028/2008 (судья Плотникова Н.Ю.)

по иску федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», г. Самара,

к муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары, г. Самара,

третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,

об обязании принять на баланс объекты жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (далее ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары (далее МП ЭСО г. Самары, ответчик) об обязании ответчика принять общежития с объектами благоустройства, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 64а, 66, и ул. Юбилейная, 34, и подписать акты приема-передачи на них с утверждением в Департаменте управления имуществом городского округа Самара.

Определением суда от 29.10.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее Департамент, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2008 г. иск оставлен без удовлетворения. При этом суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты недвижимости не переданы ответчику на праве хозяйственного ведения. В соответствии с Уставом городского округа Самара органом, полномочным от имени муниципального образования городского округа Самара принимать имущество в муниципальную собственность, является Департамент. Приказ Департамента N 780 от 30.06.2008 г. и последующие изменения к нему не являются нормативными актами, на основании которых суд мог бы обязать иное лицо, не являющееся органом местного самоуправления, принять спорные объекты в муниципальную собственность городского округа Самара.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку договором N 1 от 01.05.2008 г. на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда предусмотрена обязанность Департамента передать, а МП ЭСО г. Самары принять спорные объекты. Иные положения и условия договором не предусмотрены.

Третье лицо с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Третье лицо считает некорректным вывод суда первой инстанции о том, что приказы Департамента не являются нормативными актами, на основании которых лицо, не являющееся органом местного самоуправления, обязано принять объекты в муниципальную собственность. Спорные объекты недвижимости являются собственностью муниципального образования городского округа Самара и не выбывают из муниципальной собственности вследствие исполнения данных распорядительных актов Департамента.

По мнению заявителя, обязательство по принятию спорных объектов на обслуживание возникло у МП ЭСО г. Самары на основании договора N 1 от 01.05.2008 г. на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда и дополнительного соглашения от 15.07.2008 г. к нему, подписанных Департаментом и МП ЭСО г. Самары, а также приказов Департамента N 780 от 30.06.2008 г. и N 1843 от 17.10.2008 г. Спорные объекты недвижимости в настоящее время фактически обслуживаются ответчиком, основания для неисполнения МП ЭСО г. Самары данных приказов в части подписания акта приема-передачи отсутствуют.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что с июля 2008 года оплата за техническое обслуживание и коммунальные услуги гражданами, проживающими в спорных общежитиях, осуществляется на основании счетов, выставляемых МП ЭСО г. Самары.

Департамент полагает целесообразным подписание истцом и ответчиком актов приема-передачи спорных объектов, поскольку Департамент, как представитель собственника муниципального имущества, распорядился указанными объектами путем передачи на обслуживание МП ЭСО г. Самары, в то время как фактически техническая документация на них находится у истца.

Заявитель апелляционной жалобы в судебное заседание 24.03.2009 г. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявителем подано письменное ходатайство N 15-07-19/15780 от 24.03.2009 г. об объявлении перерыва в судебном заседании в связи необходимостью представления дополнительных документов и невозможностью явки в суд представителя Департамента Шамилиной Е.Ю. вследствие ее участия в заседании Комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям Думы городского округа Самара.

Ходатайство заявителя апелляционной жалобы об объявлении перерыва в судебном заседании оставлено судом без удовлетворения.

Истец отзыв на апелляционную жалобу Департамента не представил. В судебном заседании представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился и указал, что решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу Департамента и в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и указал, что решение вынесено судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Представитель ответчика просил апелляционную жалобу Департамента оставить без удовлетворения.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе третьего лица, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба третьего лица - удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации N 34-р от 09.01.1999 г. и N 775-р от 15.05.1999 г. приняты предложения Мингосимущества России и администрации Самарской области, согласованное с Российским космическим агентством, о передаче в государственную собственность Самарской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в федеральной собственности филиала ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» - Самарский завод «Прогресс», расположенных в г. Самаре, согласно приложенному к распоряжению перечню. В числе других объектов в перечень включены здания общежитий, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул. Юбилейная, 34.

Распоряжением Мингосимущества России N 185-р от 09.02.1999 г. Комитету по управлению государственным имуществом Самарской области совместно с Российским космическим агентством и администрацией Самарской области поручено оформить в установленном порядке передачу в государственную собственность Самарской области зданий общежитий, расположенных по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, ул. Юбилейная, 34.

Распоряжением Мингосимущества России N 783-р от 03.06.1999 г. Департаменту по управлению государственным имуществом Самарской области совместно с Минэкономики России и администрацией Самарской области поручено оформить в установленном порядке передачу в государственную собственность Самарской области здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 64а.

Постановлением Губернатора Самарской области N 166 от 29.05.2000 г. здания общежитий, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул. Юбилейная, 34, переданы в муниципальную собственность города Самары. Указанным постановлением главе города Самары рекомендовано включить передаваемые объекты в реестр муниципальной собственности и произвести прием объектов на баланс жилищных органов администрации города Самары в соответствии с Положением о порядке передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность при приватизации предприятий, утвержденным решением Самарской Губернской Думы N 58 от 29.11.1994 г., акты приема-передачи объектов представить в департамент по управлению государственным имуществом области.

Доказательства передачи зданий общежитий на баланс жилищных органов администрации города Самары в материалы дела не представлены.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Самары N 102 от 04.07.2000 г. объекты недвижимости - здания общежитий, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул. Юбилейная, 34, включены в реестр муниципального имущества, что подтверждается выписками из реестра (т. 1, л.д. 50-56).

Таким образом, на основании вышеуказанных распоряжений Правительства Российской Федерации, постановления Губернатора Самарской области и распоряжения Комитета по управлению имуществом города Самары здания общежитий являются муниципальной собственностью городского округа Самара.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц N 8984 от 25.09.2008 г. МП ЭСО г. Самары создано в качестве самостоятельного юридического лица в 1994 году. Новая редакция устава МП ЭСО г. Самары утверждена приказом Комитета по управлению имуществом города Самары N 374 от 23.06.2003 г.

В соответствии с пунктом 1.8. устава учредителем МП ЭСО г. Самары является муниципальное образование город Самара в лице Комитета по управлению имуществом (ныне Департамент).

Предметом деятельности МП ЭСО г. Самары в соответствии с пунктом 2.2. устава является, в том числе создание необходимых жилищно-бытовых и социальных условий для проживающих в специализированном жилищном фонде, обеспечение его надлежащего обслуживания, ремонта, санитарного состояния.

Департаментом издан приказ N 780 от 30.06.2008 г. «О передаче муниципального имущества, находящегося на балансе ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (в редакции приказа N 1843 от 17.10.2008 г.), в соответствии с которым МП ЭСО г. Самары предписано принять от ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» здания общежитий, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул. Юбилейная, 34, и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент.

Департаментом (заказчик) и МП ЭСО г. Самары (исполнитель) заключен договор N 1 от 01.05.2008 г. на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно пункту 1.2. данного договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту учитываемых в составе муниципальной казны городского округа Самара объектов специализированного жилищного фонда согласно перечню к договору. Внесение изменений в данный перечень оформляется дополнительным соглашением.

Пунктом 1.3. договора установлено, что прием-передача объектов муниципального специализированного жилищного фонда осуществляется на основании актов приема-передачи.

Дополнительным соглашением N 1 от 15.07.2008 г. к договору N 1 от 01.05.2008 г. Департамент и МП ЭСО г. Самары включили в состав имущества, переданного ответчику для содержания, обслуживания и ремонта, здания общежитий, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул. Юбилейная, 34, с объектами благоустройства согласно приложениям 1, 2.

Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2005 г., установлен порядок передачи имущества из государственной собственности в муниципальную собственность.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, порядок передачи зданий общежитий в муниципальную собственность, установленный пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, соблюден, поскольку МП ЭСО г. Самары фактически приняло на эксплуатацию и содержание здания общежитий, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул. Юбилейная, 34, и техническую документацию на указанные здания и в настоящее время осуществляет комплекс мероприятий по их содержанию, обслуживанию и ремонту.

Однако ответчик уклоняется от подписания актов приема-передачи зданий общежитий, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Пунктом 4 статьи 45 Устава городского округа Самара предусмотрено, что от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Согласно статье 27 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Руководитель Департамента наделен полномочиями издавать приказы и распоряжения Департамента во исполнение полномочий Департамента по вопросам местного значения.

Статья 47 Устава городского округа Самара устанавливает, что Департамент распоряжается муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что приказ N 780 от 30.06.2008 г. (в редакции приказа N 1843 от 17.10.2008 г.), предусматривающий обязанность МП ЭСО г. Самары принять от ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» здания общежитий и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент, издан Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Данный приказ является ненормативным правовым актом, поскольку адресован конкретному лицу и содержит обязательные для него предписания, влекущие юридические последствия. Приказ Департамента N 780 от 30.06.2008 г. (в редакции приказа N 1843 от 17.10.2008 г.) в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействительным, и подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования городского округа Самара.

Таким образом, обязанность принять от ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» здания общежитий, расположенные по адресам: г. Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул. Юбилейная, 34, с объектами благоустройства по актам приема-передачи и представить подписанные акты приема-передачи на утверждение в Департамент возложена на ответчика как ненормативным правовым актом Департамента (приказом N 780 от 30.06.2008 г. в редакции приказа N 1843 от 17.10.2008 г.), так и гражданско-правовым обязательством (договором N 1 от 01.05.2008 г. и дополнительным соглашением N 1 от 15.07.2008 г. к нему).

Доводы ответчика о том, что у МП ЭСО г. Самары существует обязанность принять здания общежитий только от Департамента как от стороны договора N 1 от 01.05.2008 г., являются необоснованными и не могут быть приняты судом.

В силу пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Факт принятия ответчиком от истца зданий общежитий подтвержден материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Какой-либо закон, иной правовой акт, условия договора N 1 от 01.05.2008 г. и дополнительного соглашения N 1 от 15.07.2008 г. к нему не предусматривают обязанности Департамента исполнить обязательство по передаче ответчику объектов специализированного жилищного фонда лично и не содержат запрета на передачу данного имущества третьими лицами. Отсутствие в договоре указания на конкретное третье лицо само по себе не может служить препятствием для принятия ответчиком исполнения, предложенного истцом за Департамент.