ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2008 года Дело N А47-6490/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2007 по делу N А47-6490/2007 (судья Хижняя Е.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

01.08.2007 в Арбитражный суд Оренбургской области обратилось государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Оренбургский учетно-финансовый техникум» (далее - плательщик, заявитель, ГОУ СПО «Оренбургский учетно-финансовый техникум») с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) N 34083 от 25.07.2007 о привлечении к ответственности, доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пени. Приводятся следующие основания:

- по результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2006 года инспекцией сделан вывод о неосновательном применении налоговой льготы по п.п.10 п.2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Данные выводы незаконны и не обоснованы, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности с 01.01.2004 года не подлежат налогообложению НДС;

- общежития относятся к жилищному фонду, ссылаясь на ст. 109 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), место в комнате (койко-место), предоставляемое студентам в общежитии, попадает под понятие жилое помещение, поэтому предоставление такого помещения освобождено от НДС (л.д.16-18).

Решением суда первой инстанции от 15.10.2007 заявленные требования удовлетворены: решение признано недействительным. Суд пришел к выводу, что по п.п. 10 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, указал, что жилищный фонд включает в себя жилые помещения в общежитии, которые предоставлялись студентам техникума по договору найма на период обучения за плату (л.д.99-101).

18.12.2007 от инспекции поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения. Приводятся следующие основания:

-действия п.п.10 ст.2 ст.149 НК РФ не распространяются на предоставление за плату койко-место в общежитиях, жилое помещение может быть предоставлено во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма, при этом на основании п.1 ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома);

-плательщик должен включать в налоговую базу стоимость проживания в общежитии, а также денежные средства, поступившие от проживающих на благоустройство общежития, в полном объеме.

Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.

ГОУ СПО «Оренбургский учетно-финансовый техникум» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 01.11.2005 (л.д.8), состоит на налоговом учете.

Плательщиком представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2006 года.

Инспекцией на основе указанной декларации проведена камеральная налоговая проверка, составлен акт N 07-29/610 от 01.06.2007, которым установлено занижение налоговой базы в результате необоснованного применения льготы, предусмотренной в пп.10 п.2 ст.149 НК РФ, от реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитии, плательщик должен включать в налоговую базу стоимость проживания в общежитии, а также денежные средства, поступившие от проживающих на благоустройство общежития (л.д.45-46).

На акт проверки представлены возражения (л.д.41-42).

Решением N 34082 от 25.07.2007 плательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 713 руб., начислен НДС - 3 569 руб., пени - 228 руб. (л.д.19-23).

Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего: В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По п.п. 10 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

Определение понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений" в законодательстве о налогах и сборах отсутствует.

В силу п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В силу п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Под жилищным фондом в соответствии с п. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. При этом, как следует из содержания подп. 2 п. 3 названной статьи, к жилищному фонду относится специализированный жилищный фонд, предназначенный для проживания отдельных категорий граждан, предоставляемый по специальным правилам жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Таким образом, жилищный фонд включает в себя жилые помещения в общежитии.

Согласно ст. 99, 100, 105 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, в том числе и общежития, предоставляются на основании решений уполномоченных органов по договорам найма, то есть за плату, во владение и пользование для временного проживания в нем.

Материалами дела подтверждается, что учреждение в установленном порядке предоставило обучающимся для проживания помещения в общежитии, находящемся на его балансе, что исходя из совокупности положений ст. 15, 16, 17, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации является предоставлением в пользование жилых помещений. При этом в сумму, освобожденную от налогообложения, включена только стоимость услуг по найму, стоимость коммунальных услуг в стоимость платы за проживание не входит.

Основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Пунктом 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответственно с 01.01.2007 в отношении налоговых органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с инспекции взыскивается госпошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2007 по делу N А47-6490/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.

     Председательствующий судья
Ю.А.Кузнецов
Судьи
Н.Н.Дмитриева
О.Б.Тимохин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка