• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 года Дело N А47-2558/2008

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Бояршиновой Е.В., Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2008 по делу N А47-2558/2008 (судья Вернигорова О.А.), при участии: от закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная копания «Орентекс» - Гармаш Г.В. (доверенность б/н от 03.03.2008),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Торгово-промышленная копания «Орентекс» (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, фонд, учреждение) от 04.04.2008 N20 в части доначисления недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на компенсации, выплаченные работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.08.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права, а также, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель апелляционной жалобы считает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не уплачиваются только с выплат, строго определенных в перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования Российской Федерации, указанный перечень носит исчерпывающий характер и выплаты, производимые обществом как «компенсации работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда» к выплатам, указанным в данном перечне, не относятся. Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заинтересованного лица. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав мнение представителя заявителя, не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Главным специалистом - ревизором Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения N 740 от 11.12.2007 проведена проверка закрытого акционерного общества «Торгово - промышленная компания «Орентекс», по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и осуществления страховых выплат за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.

По результатам проверки составлен акт от 14.03.2008 и вынесено решение N 20 от 04.04.2008, которым обществу доначислены страховые взносы в фонд в сумме 277 195 руб. 97 коп, общество привлечено к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в размере 55 343 руб., 70 коп, а также начислены пени - 39 392 руб. 90 коп. Общество не согласилось с решением фонда и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса России Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

В статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации установлен самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления этой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.

В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по охране труда определяются статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 19, 20 Федерального закона от 12.01.1996 N10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Одним из наиболее важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, которое закреплено в абзаце 3 статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации, в абзаце 3 пункта 2 статьи 22 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1.4 Положения об Объединенной профсоюзной инспекции труда одной из основных задач профсоюзной инспекции является проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организаций. Пунктом 5.1 Положения установлено, что независимая экспертиза условий труда проводится в организациях, в которых действуют профсоюзные организации профсоюзов РОСТ. При проведении независимой экспертизы условий труда в организациях выявляются именно рабочие места (а не должности и профессии), на которых условия труда не соответствуют нормативным требованиям охраны труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса (составляются необходимые протоколы), и для рабочего места определяется класс условий труда с указанием степени вредности. Профсоюзные инспекторы по результатам независимой экспертизы условий труда на рабочих местах работников общества не устанавливали должности и профессии работников, которым надлежит выплачивать компенсации за работу с вредными (тяжелыми) условиями труда, а составили перечень рабочих мест с вредными (тяжелыми) условиями труда, в том числе неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Судом первой инстанции установлено, что в акте от 25.10.2005 N 5 (т.1, л.д.103-104), к которому приложен перечень рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе - неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда (т. 1, л.д. 105 - 122) изложены результаты независимой экспертизы проведенной фондом и обществу предложено установить компенсации и доплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Департаментом Оренбургской области по труду проведена государственная экспертиза законности установления компенсаций работникам общества, где установлено, что рекомендации независимой экспертизы по определению повышенных размеров заработной платы и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом замечаний, не противоречат действующему законодательству и могут являться компенсации для работников, занятых на указанных рабочих местах. Гарантии и компенсации работникам общества, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установлены коллективным договором, в соответствии с трудовым законодательством РФ (т. 1, л.д. 99-102).

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заинтересованного лица о том, что производимые заявителем компенсационные выплаты нельзя отнести к таковым, в силу ст.ст. 164, 219 ТК РФ, поскольку выплаты, производимые работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации на основании коллективного договора, являются компенсационными в том смысле, как это установлено статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2008 по делу NА47-2558/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий судья
 В.Ю. Костин
 Судьи
 Е.В. Бояршинова
 А.А. Арямов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А47-2558/2008
Принявший орган: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 21 октября 2008

Поиск в тексте