ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 ноября 2008 года Дело N А47-5031/2008

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Баканова В.В., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Торгово-Промышленная Компания «Орентекс» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 августа 2008 года по делу N А47-5031/2008 (судья Сердюк Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Торгово-промышленная компания «Орентекс» (далее - общество, ЗАО «ТПК «Орентекс», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, управление): от 08.07.2008 N2/85 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составило 480000 рублей;, а также от 08.07.2008 N2/86 и от 08.07.2008 N 2/87 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст.15.25 Кодекса, которыми заявитель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 рублей соответственно, ходатайствовав соединить эти требования в одно производство.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.08.2008 (резолютивная часть от 14.08.2008) в удовлетворении заявленных требований в части оспаривания постановления N2/87 отказано. Остальные требования рассмотрены судом в рамках иных дел без объединения их в одно производство.

Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела и, что суд нарушил и неправильно применил нормы процессуального и материального права.

В апелляционной жалобе просит решение отмерить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указал на то, что обстоятельство, отраженное в постановлении 2/87, является производным и следует из постановления N2/85. Полагает, что в данном случае имеет место двойное наказание. Сделка, заключенная заявителем с физическим лицом, не является экспортной, что вытекает из условий договора, вид расчет сторонами применен на основании условий договора. Также указал, что п. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N173-ФЗ) регулирует правоотношения при осуществлении валютных операций между юридическими лицами, а сторонами по договору являются юридическое и физическое лицо. В связи с тем, что у заявителя отсутствует обязанность произвести расчеты по договору через банковский счет в уполномоченном банке, соответственно и отпадает обязанность предоставлять в банк справку о подтверждающих документах и копии документов, подтверждающих ввоз товаров. Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.25 КоАП РФ. Судом не учтено, что примененное наказание не соответствует тяжести совершенного деяния, поэтому суду следовало применить положения ст. 2.9 Кодекса.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились, заявитель представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицо проведена проверка требований валютного законодательства Российской Федерации при осуществлении наличных расчетов с физическими лицами-нерезидентами ЗАО «ТПК «Орентекс».

В ходе проверки установлено, что согласно договору N200 от 15.10.2007, заключенному между ЗАО «ТПК «Орентекс», Россия (поставщик) и Ашурматовым Илхомом Исмоиловичем, Узбекистан (покупатель), на условиях поставки EXW г.Оренбург поставляется печатные ротационные машины «Шторк» в количестве две штуки на общую стоимость 640000 рублей. Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что оплата за поставленный товар производится в виде предварительной оплаты наличными денежными средствами.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N2/87 от 24.06.2008, в котором зафиксирован факт несоблюдения обществом Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N258-П «О порядке предоставления резидентам уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банка контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение N258-П), то есть установленного порядка и сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, на основании которого вынесено постановление от 08.07.2008 N2/87 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.

Считая постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа.

В силу ч. 2 ст. 24 Закона N173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 23 названного закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N258-П и Инструкцией Центробанка России от 15.06.2004 N117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция N117-И).

Пунктом 2.1, 2.2 Положения N258-П установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах. При этом согласно п. 2.4 Положения N258-П резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном уполномоченным банком порядке и в согласованный с уполномоченным банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Закона N173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции, которая абзацем 2 п. 1.2 Инструкции N117-П названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Указание об отнесении справки о подтверждающих документах к формам учета по валютным операциям принято Центральным банком Российской Федерации 10.12.2007 (N1950-У) и вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России», а именно 27.01.2008.

То есть, на момент возникновения у общества обязанности по предоставлению в уполномоченный банк подтверждающих документов по валютным операциям, Указание N1950-У Банка России вступило в силу.

Справка о подтверждающих документах и копии документов, подтверждающих вывоз товара, должны были быть представлены в банк ПС до 15.03.2008, чего обществом сделано не было, поскольку паспорт следки не оформлялся, расчет по сделке произведен наличным путем.

Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законам и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает вывод суда о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.

Довод общества о необоснованном неприменении судами ст. 2.9 Кодекса, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению как несостоятельный.

Согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу ст. 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При таких обстоятельствах, основания для применения по данному делу положений ст. 2.9 Кодекса отсутствуют.

При производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, управлением не допущено.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 августа 2008 года по делу N А47-5031/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Торгово-Промышленная Компания «Орентекс» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий судья
 О.Б. Тимохин
Судьи
 В.В. Баканов
 Е.В. Бояршинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка