• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 года Дело N А76-7980/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2008 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сундаревой Г.А., судей Бабкиной С.А., Серковой З.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лысцевой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2008 г. по делу N А76-7980/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии в судебном заседании представителя ИФНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска - Пильщикова А.А. (удостоверение УР 393161, доверенность от 09.01.2008)

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Производство металлоизделий» (далее - ООО ТД «Производство металлоизделий», заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области (далее - Инспекция, ИФНС по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска, налоговый орган) от 13.05.2008 года об отказе в государственной регистрации сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании Инспекции произвести государственную регистрацию документов, представленных ООО ТД «Производство металлоизделий» на регистрацию 28.04.2008 года.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Производство металлоизделий» (далее - ООО «Производство металлоизделий»).

Решением суда первой инстанции от 13.08.2008 требования заявителя удовлетворены, решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска от 13.05.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, полученных 05.05.2008, вх. N 617, признано незаконным, не соответствующим Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Производство металлоизделий» по решению учредителя (участника), документы на регистрацию которой поданы 05.05.2008 за вх. N 617.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

В обоснование своих доводов заявитель жалобы ссылается на законность решения налогового органа об отказе в государственной регистрации, поскольку представленный для государственной регистрации ликвидационный баланс общества содержал недостоверные сведения о наличии задолженности в бюджет по обязательным платежам.

ООО ТД «Производство металлоизделий» представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 13.08.2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска - без удовлетворения.

Заявитель полагает, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатором соблюдён, расчёты с кредиторами произведены в соответствии с данными промежуточного ликвидационного баланса, о недостоверности данных которого Инспекция не заявляла.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. ООО ТД «Производство металлоизделий» своего представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии с ч.5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО ТД «Производство металлоизделий».

Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, ссылаясь на то, что данные ликвидационного баланса о наличии задолженности по обязательным платежам были недостоверны, в связи с чем решение налогового органа об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица соответствовало требованиям Закона о регистрации и было правомерным; с требованием к ликвидатору о включении задолженности по обязательным платежам в промежуточный ликвидационный баланс налоговый орган не обращался.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя налогового органа, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не находит.

Из материалов дела следует, что ООО ТД «Производство металлоизделий» зарегистрировано 03.09.2002 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области (л.д.44).

Решением N 4 от 27.07.2007 (л.д.24) единственного участника ООО ТД «Производство металлоизделий» - ООО «Производство металлоизделий» принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором Середы Василия Анатольевича, которому поручено выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией общества. Соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 03.08.2007г. (далее - ЕГРЮЛ), выданы свидетельства серии 74N 004494924 и N 004494925 (л.д.43, 44).

Публикация сведений о принятии юридическим лицом решения о ликвидации общества произведена в Вестнике государственной регистрации N 31 от 08.08.2007г. В информационном сообщении указан срок для предъявления требований кредиторов - два месяца с момента публикации (л.д. 20-22).

В период с 24.05.2007 по 16.08.2007 в отношении ООО ТД «Производство металлоизделий» проведена выездная комплексная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от N 81 от 16.08.2007. о неуплате обществом обязательных налогов и сборов сумме 44773 руб. (л.д.99-118).

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение N 751 от 17.09.2007 о привлечении общества к налоговой ответственности (л.д.85-98), 16.10.2007 заявителю выставлено требование N 869, которым в срок до 01.11.2007. предложено погасить задолженность по уплате налогов и сборов, пени и штрафов в общей сумме 69786 руб.08 коп. (л.д.64).

09.02.2008 налоговым органом принято решение N19 о взыскании налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика (л.д.66), вынесено постановление N19 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счёт имущества налогоплательщика в сумме 69 591,34 руб. (л.д.67). Решение и копия постановления направлены заявителю сопроводительным письмом от 13.02.2008 г. за исходящим N09-24/6078 (л.д.68).

Решением N 5 от 29.02.2008 (л.д.23, т.1) единственного участника ООО ТД «Производство металлоизделий» принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на 01.02.2008, в связи с чем 14.04.2008 ликвидатор ООО ТД «Производство металлоизделий» Середа В.А. направил от имени общества в Инспекцию промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 01.02.2008г. (л.д.9 - 10, т.1) с приложением уведомления по форме Р15003, решения N 5 от 29.02.2008 единственного участника ООО ТД «Производство металлоизделий» об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (л.д.23), копией сообщения о ликвидации, опубликованной в августе 2007 года в журнале «Вестник государственной регистрации» N 31 (л.д.20-22).

Указанное обстоятельство подтверждено почтовой квитанцией и уведомлением о вручении почтового отправления (л.д.11 - 12, т.1). Представленный промежуточный баланс без возражений принят налоговым органом 16.04.2008г., в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (л.д.46).

Решением N 6 от 28.03.2008 (л.д.25) единственного участника ООО ТД «Производство металлоизделий» принято решение об утверждении ликвидационного баланса по состоянию на 01.03.2008.

25.04.2008 ликвидатором ООО ТД «Производство металлоизделий» Середой В.А. от имени общества в адрес налогового органа направлены: заявление формы Р16001 (л.д.26), ликвидационный баланс по состоянию на 01.03.2008 (л.д.13), квитанция об оплате государственной пошлины (л.д.18), справка N107 от 14.03.2008. из ГУ УПФР РФ (л.д.17), решение учредителя N 6 от 28.03.2008 об утверждении ликвидационного баланса (письмо за исх. N 28, л.д.14, т.1).

В подтверждение получения адресатом перечисленных документов в дело представлены почтовая квитанция с описью вложения в ценное письмо (л.д.15) и уведомление о вручении почтового отправления (л.д.16).

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что требования налогового органа в установленный в сообщении о ликвидации срок не заявлены, следовательно, у ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска отсутствовали основания считать промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс непредставленными в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений.

Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Согласно части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В силу ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными (п.6 ст. 64).

Как видно из материалов дела, двухмесячный срок, установленный в сообщении о ликвидации общества, истек 08.10.2007, в то время как требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 869 составлено 16.10.2007, вручено ООО ТД «Производство металлоизделий» (согласно отметке в почтовом уведомлении - л.л. 65) 29.10.2007.

Указанное требование налогового органа не было отражено в промежуточном ликвидационном балансе, из чего следует сделать вывод о непризнании его ликвидатором.

Из представленных промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов общества (л.д. 9, 13) следует, что на момент составления промежуточного ликвидационного баланса общество имело задолженность по налогам и сборам в размере 11000 руб.

К моменту составления ликвидационного баланса указанная задолженность была погашена. Сведения об иной задолженности по налогам и сборам, в том числе непогашенной к моменту составления ликвидационного баланса, в балансах отсутствуют.

Исследовав доводы и возражения сторон, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что в период ликвидации предприятия налоговый орган не обращался с требованием к ликвидатору (ликвидационной комиссии) о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс, а также о её взыскании в судебном порядке.

В связи с этим у ООО ТД «Производство металлоизделий» не было оснований для указания в ликвидационном балансе сведений о наличии задолженности.

После утверждения обществом ликвидационного баланса требование налогового органа в соответствии с п.6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации считается погашенным.

Принимая во внимание это обстоятельство, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод налогового органа о том, что основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации общества послужило содержание в ликвидационном балансе недостоверных сведений.

Соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.

Перечень документов, представляемых юридическим лицом при ликвидации, определен п.1ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно п. 3 ст. 9 названного закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела видно, что обществом в налоговый орган для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией представлены все необходимые документы: заявление по форме Р 16001, ликвидационный баланс, квитанция об оплате государственной пошлины, справка из территориального органа Пенсионного фонда РФ, решение единственного участника об утверждении ликвидационного баланса (л.д. 14-15).

В связи с этим отказ налогового органа в государственной регистрации по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, правомерно признан судом первой инстанции не соответствующим закону.

Учитывая несоответствие оспариваемого решения налогового органа закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя, суд правомерно удовлетворил требования общества и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены определения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2008 г. по делу N А76-7980/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий судья
 Г.А. Сундарева
 Судьи
 С.А. Бабкина
 З.Н. Серкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А76-7980/2008
Принявший орган: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 20 ноября 2008

Поиск в тексте