ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2008 года Дело N А47-718/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Пивоваровой Л.В., Соколовой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский поссовет на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.06.2008 по делу N А47-718/2008 (судья Жарова Л.А.),

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области (далее по тексту - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее по тексту - УФРС по Челябинской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 6707814 кв.м. с кадастровым номером 56:18:0606003:0058, находящийся примерно в 6000 м. по направлению на северо-запад от ориентира - здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Оренбургская обл., Новоорский район, с. Чапаевка, ул. Школьная 6.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.06.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.

Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции исходил из того, что документы, представленные на регистрацию, а именно - распоряжение Администрации муниципальный округ «Новоорский поссовет» N 40 от 24.04.2007 и N 107 от 25.09.2007 - по форме и содержанию не соответствуют действующему законодательству, так как заявитель не обладает полномочиями по распоряжению земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена.

Не согласившись с принятым решением, администрация муниципального округа Новоорский поссовет обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что выводы суда, согласно которым администрация муниципального округа «Новоорский поссовет» не наделена полномочиями по распоряжению земельным участком государственная собственность, на который не разграничена, не соответствует норме п. 3 ст. 31 ЗК РФ «О введении в действие ЗК РФ» от 25.10.2001, а также положениям ст. 50, 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полагает, что органы местного самоуправления вправе принимать ненормативные акты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Спорный земельный участок является муниципальной собственностью как земельный участок, предоставленный органу местного самоуправления муниципального образования.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения объявления на сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.

На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, 27.09.2007 года Администрация муниципального образования «Новоорский поссовет Новоорского района обратилась в УФРС по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 6707814 кв.м. с кадастровым номером 56:18:0606003:0058, находящийся примерно в 6000 м. по направлению на северо-запад от ориентира - здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Оренбургская обл., Новоорский район, с. Чапаевка, ул. Школьная 6.

В качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок представлены распоряжения Администрации муниципального образования «Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области» от 25.04.2007 года N 40 «Об утверждении границ и формировании земельного участка» и от 25.09.2007 N 107 «О внесении изменений в распоряжение N 40 от 25.04.2007 года «Об утверждении границ и формировании земельного участка».

26.11.2007 года УФРС по Оренбургской области в государственной регистрации прав собственности Администрации муниципального образования «Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области» отказано на основании абз. 4 и 10 пункта 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Отказ мотивирован тем, что документы, представленные на государственную регистрацию по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права. Позиция регистрирующего органа мотивирована несоответствием распоряжений от 25.04.2007 N 40 и от 25.09.2007 N 107 Администрации муниципального образования Новоорский поссовет требованиям п. 1 ст. 19 ЗК РФ и п. 3 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Полагая, отказ в государственной регистрации незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

В соответствии с абз. 4 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно абз. 10 указанной нормы Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Представленные в качестве документов - оснований для регистрации права собственности на земельный участок, распоряжения администрации Новоорского поссовета изданы в соответствии с п. 3 с.3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки.

В силу п. 10 ст. 3 названного Федерального закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Руководствуясь названными нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу чего представленные на государственную регистрацию документы (распоряжения N 40 от 25.04.2007 и N 107 от 25.09.2007) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу отсутствия у заявителя прав на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствует факт нарушения оспариваемым решением регистрирующего органа каких-либо прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Доводы апелляционной жалобы о наличии у заявителя прав на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена противоречат п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и подлежат отклонению как несостоятельные.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оплаченная госпошлина при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 рублей, относится на истца, излишне оплаченная госпошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.06.2008 по делу N А47-718/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский поссовет без удовлетворения. Возвратить администрации муниципального образования Новоорский поссовет излишне уплаченную по платежному поручению N 839 от 15.07.2008 года госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий судья
Л.П.Ермолаева
 Судьи
Л.В.Пивоварова
 Т.В.Соколова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка