• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2008 года Дело N А34-2957/2008

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой электрической сети» на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2008 по делу NА34-2957/2008 (судья Григорьев А.А.), при участии: от ОАО “ФСК ЕЭС”: - Бакановой И.Г. (доверенность N14968 от 19.11.2008), от Управления Росприроднадзора по Курганской области - Борчаниновой С.Г. (доверенность N01-03-69/1250 от 07.10.2008),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - заявитель, общество «ОАО «ФСК ЕЭС») обратилось в арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания N06-25/03 от 30.04.2008, вынесенного Управлением Росприроднадзора по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Росприроднадзор) об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в части возложения на заявителя обязанности провести расчистку от древесно-кустарниковой растительности на участках между опорами линии электропередач ВЛ 500 кВ «Курган-Беркут» NN 35-36, 77-78, 102-103,140-141 со сроком выполнения 01.08.2008.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2008 года по настоящему делу в удовлетворении требований отказано.

Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям. По мнению заявителя, суд при вынесении решения ошибочно руководствовался лишь нормами, регулирующими сферу природопользования и охраны окружающей среды, правил пожарной безопасности в лесах, поскольку следовало также принимать во внимание нормы лесного, земельного законодательства и законов в области эксплуатации электроустановок. Суд не установил, кто обязан производить расчистку просек от кустарников и деревьев, не привел нормы, на основании которой эта обязанность лежит на заявителе. Не установил субъекта правонарушения. Периодическая очистка должна быть проведена лишь при высоте кустарников свыше 4 метров, однако проверкой выявлены заросли высотой менее 4 метров. Считает, что поскольку судом не установлено факта совершения правонарушения - нарушений Правил безопасности в лесах, то это является основанием для признания обжалуемого акта Росприроднадзор незаконным.

Своим письменным отзывом Росприроднадзор отклонил доводы апелляционной жалобы, считая вынесенное решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в отзыве указал, что использовать леса при эксплуатации линий электропередач юридические лица обязаны с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах и нормы Лесного кодекса РФ о пожарной безопасности в лесах. Заинтересованное лицо, как уполномоченный на осуществление пожарного надзора в лесах орган, проводило проверку именно по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, которые предусматривают расчистку просек вне зависимости от высоты древесно-кустарниковои растительности. Ссылку заявителя на нормы административного кодекса заинтересованное лицо считает необоснованным, поскольку порядок проведения проверки и выдача предписания с порядком привлечения к административной ответственности, установленным Кодексом РФ об административных правонарушениях, не связаны между собой. Права заявителя оспариваемым актом не нарушены.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Курганской области N 69 от 3.04.2008 назначена плановая проверка соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах в отношении ОАО «ФСК ЕЭС» при обслуживании линий ВЛ-500 кВ «Курган-Аврора» и «Курган-Беркут» на территории Курганской области.

В период с 9.04.2008 по 30.04.2008 заинтересованным лицом проведена указанная проверка, результаты которой оформлены актом N 06-20/07 от 30.04.2008.

В ходе проверки установлено, что линия ВЛ-500 кВ «Курган-Беркут» проходит на участке от р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области до границы с Тюменской областью. Обслуживает данную линию филиал ОАО «ФСК ЕЭС» по техническому обслуживанию и ремонту магистральных электрических сетей Урала и Западной Сибири. При выборочном обследовании участков линии установлено, что на участках между опорами NN 35-36, 77-78, 102-103, 140-141 имеется древесно-кустарниковая растительность высотой от 0,5 до 3 метров. Поскольку расчистка растительности на участках между указанными опорами линии не произведена, заинтересованное лицо указало, что это является нарушением пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах.

На основании акта проверки N 06-20/07 от 30.04.2008 заинтересованным лицом заявителю выдано предписание N 06-25/03 от 30.04.2008 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Данное предписание содержит единственный пункт, согласно которому заявителю предписывается провести расчистку от древесно-кустарниковои растительности на участках между опорами линии ВЛ 500 кВ «Курган-Беркут» N 35-36, 77-78, 102-103, 140-141. Срок выполнения - 1.08.2008. Основание выдачи предписания - п. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах от 30.06.2007 N 417 (л.д. 17 т.1).

Постановлением начальника отделения ГПН по Варгашинскому району от 21.05.2008 заявитель по данному факту привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решением ВрИО главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору, начальника УГПН ГУ МЧС России по Курганской области от 20.06.2008 N9/242-2-3-05 постановление о привлечении к административной ответственности от 21.05.2008 отменено, производство по делу прекращено.

Не согласившись с вынесенным предписанием Управления, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из правомерности его вынесения Управлением Росприроднадзора.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 5.1.11. Положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 N 400 (в редакции, действующей в период проведения проверки), осуществление государственного пожарного надзора в лесах входило в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

На основании п. 6.1.3 Положения об Управлении Росприроднадзора по Курганской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.12.2007 N535, Управление Росприроднадзора по Курганской области осуществляет государственный пожранный надзор в лесах.

В порядке, установленном п. 39 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N417 государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что контрольные (надзорные) мероприятия в отношении заявителя проведены и оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.

Пункт 21 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820, определил, что настоящее Положение не распространяется на порядок осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований пожарной безопасности в лесном фонде Российской Федерации и лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации.

На этом основании, порядок проведения мероприятий по контролю при осуществлении пожарного надзора в лесах регулируется ФЗ от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ).

Мероприятия по контролю в отношении заявителя проведены уполномоченным органом, то соответственно и оспариваемое предписание на основании ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ выдано уполномоченным органом.

В соответствии со ст. 52, п. 4 ст. 53 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Лесным Кодексом. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации. «Правила пожарной безопасности в лесах» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417.

В соответствии с п. 34, п. 35 названных Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 5 ст. 21, ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Для этой цели допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является одним из видов использования лесов (п. 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 45 ЛК РФ правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов России от 17.04.2007 N 99 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Согласно пункту 8 названных Правила использования лесов допускается периодическая расчистка трасс линий электропередачи и связи от древесной и кустарниковой растительности высотой более 4 метров путем ее вырубки, уничтожения химическим или комбинированным способом. Отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ЛЭП и связи, должны своевременно вырубаться. В опушках леса, примыкающих к ЛЭП или линиям связи (охранных зонах), в обязательном порядке убираются зависшие деревья.

Указанные нормы Лесного Кодекса и Правила использования лесов регулируют отношения в сфере использования лесов при эксплуатации линий электропередач и других линейных объектов и устанавливают требования к использованию лесов, предоставленных для указанных целей.

Требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при их использовании устанавливаются Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (п. 1 названных Правил).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что линия ВЛ 500 кВ «Курган-Беркут» является собственностью заявителя, обслуживается и им же эксплуатируется. Заявитель является пользователем лесов при эксплуатации указанной линии.

На основании п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах на заявителя возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах при эксплуатации указанной линии электропередач, установленных пунктами 34,35 Правил.

Не оспаривается заявителем, что на участках линии между опорами N 35-36, 77-78, 102-103, 140-141 в непосредственной близости к лесному массиву имеется древесно-кустарниковая растительность высотой от 0,5 до 3 метров. Вырубка данных древесно-кустарниковых насаждений заявителем на момент проверки не произведена.

На основании перечисленных доказательств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении заявителем перечисленных требований пожарной безопасности в лесах и о законности требования заинтересованного лица о необходимости проведения расчистки указанных участков линии от древесно-кустарниковой растительности.

Оспариваемое предписание соответствует требованиям п. 34,35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, а также требованиям ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ.

Мероприятия по контролю (надзору) заинтересованным лицом проводились в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах при» их использовании для эксплуатации линии ВЛ 500 кВ «Куран-Беркут», вывод суда первой инстанции о необходимости применения в спорных правоотношениях норм Лесного Кодекса (статей 52 и 53) и Правил пожарной безопасности в лесах (п. 34, 35), является правильным.

Поскольку заявителем нарушены нормы Правил пожарной безопасности в лесах, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

При этом заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым предписанием заинтересованного лица.

Ссылка апелляционной жалобы на отсутствие в действиях общества события административного правонарушения отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку обжалование ненормативного правового акта государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, регламентировано главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, соответственно, правовая оценка обжалуемого акта с точки зрения наличия в действиях общества признаков административного правонарушения при таком порядке рассмотрения дела не применима.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2008 по делу NА34-2957/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой электрической сети» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий судья
 В.Ю. Костин
 
 Судьи
А.А. Арямов
 О.Б. Тимохин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А34-2957/2008
Принявший орган: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 ноября 2008

Поиск в тексте