ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 года Дело N А47-8630/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2008 по делу N А47-8630/2006 (судья Хижняя Е.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга (далее налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «БРЕНТ» (далее общество, налогоплательщик, ООО «БРЕНТ») о взыскании суммы налоговых санкций 759811 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.09.2008 в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказано.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что обществом были нарушены положения статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), что послужило основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ.

Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции изменению или отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения инспекции с заявлением в суд явилось неисполнение ООО «БРЕНТ» в добровольном порядке требования от 24.05.2006 N7793 об уплате налоговой санкции (т.1, л.д.11).

Данное требование было выставлено на основании решения от 19.05.2006 N08-29/944/16543 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д.28-32). Решением от 19.05.2006 N08-29/944/16543 общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость (далее НДС) в виде штрафа в сумме 759811 руб., также ему предложено уплатить НДС в сумме 3799053 руб., и пени в сумме 71422 руб.

Основанием доначисления указанных сумм явились выводы налогового органа о неправомерном предъявлении к вычету НДС в сумме 3799053 руб., уплаченного обществом при приобретении товара, работ (услуг) у ЗАО «Гемар-Регион», ЗАО «Уфаойл», ООО «Автоснаб», ООО «Алекс-Сервис», ООО «Диалог», ООО «Интекс», ООО «Лукойл- Уралнефтепродукт», ООО «Орскнефтепродуктсервис», ООО «Ресойл», ООО «Уралкомплект», ООО «Южуралтраксервис», индивидуального предпринимателя Тонких В.Д., ОАО «Ростелеком», ОАО «Волготелеком», ОАО «Нефтемаслозавод», ОАО «Оренбургдорстрой», ОАО «Оренбургторгтехника», ОАО «Телесот», ОАО «РЖД», ООО «Гамаюн», ООО «Интеллект-Софт», ООО «Компания «Мехатроника», ООО «Уралкомплект», ООО «Фирма «Степлер», ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания», Оренбургского РФ НКО «ОРС», Оренбургской дистанции сигнализации и связи, ООО «Кредо плюс», в виду того, что выставленные указанными контрагентами счета-фактуры составлены с нарушением требований ст. 169 НК РФ, а именно неверно указан адрес покупателя - ООО «БРЕНТ». Представленные налогоплательщиком вместе с возражениями исправленные счета-фактуры не могут служить документами, подтверждающим права на применение налогового вычета по НДС в спорный период, поскольку вычет на основании исправленных счетов-фактур может быть заявлен за период, соответствующий периоду внесения исправлений.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик был неправомерно привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ, оснований для взыскания налоговой санкции не имеется.

Выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам, материалам дела и законодательству.

Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций урегулирован нормами главы 26 АПК РФ.

В соответствии с п.6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу условий пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (пункт 1 статьи 169 НК РФ).

В счете-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога; сумма акциза по подакцизным товарам; налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога (пункт 5 статьи 169 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счета-фактуры должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации (пункт 6 статьи 169 НК РФ). Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателем продавцу сумм к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом не были приняты: счет-фактура от ЗАО «Гемар-регион», ЗАО «Уфаойл», ООО «Автоснаб», ООО «Алекс-Сервис», ООО «Диалог», ООО «Интекс», ООО «Лукойл- Уралнефтепродукт», ООО «Орскнефтепродуктсервис», ООО «Ресойл», ООО «Уралкомплект», ООО «Южуралтраксервис», индивидуального предпринимателя Тонких В.Д., ОАО «Ростелеком», ОАО «Волготелеком», ОАО «Нефтемаслозавод», ОАО «Оренбургдорстрой», ОАО «Оренбургторгтехника», ОАО «Телесот», ОАО «РЖД», ООО «Гамаюн», ООО «Интеллект-Софт», ООО «Компания «Мехатроника», ООО «Уралкомплект», ООО «Фирма «Степлер», ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания», Оренбургского РФ НКО «ОРС», Оренбургской дистанции сигнализации и связи, ООО «Кредо плюс», ввиду указания в них неверного адреса покупателя (ООО «БРЕНТ») - г.Оренбург, пр.Дзержинского, 33/1-80, вместо адреса указанного в учредительных документах с 15.12.2005 - г.Оренбург, ул.Чкалова, 22-77.

Согласно решению налогового органа от 19.05.2006 N08-29/944/16543, к представленным налогоплательщиком на акт проверки (докладная записка от 16.05.2006 N2807) возражениям, были приложены исправленные счета-фактуры (т.1, л.д.40-41, т.2, л.д.2-58). Как пояснило общество, ошибочное указание адреса в счетах-фактурах было обусловлено тем, что контрагенты общества получили информацию о смене юридического адреса ООО «БРЕНТ» с опозданием.

Налоговый орган устранения недостатков в оформлении спорных счетов-фактур не отрицает.

Таким образом, поскольку исправленные счета-фактуры оформлены налогоплательщиком в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 НК РФ, они не могут рассматриваться как составленные с нарушением положений указанной статьи.

С учетом изложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о непредставлении налоговым органом доказательств, подтверждающих необоснованность применения налогоплательщиком налоговых вычетов по названных счетам-фактурам, с учетом не оспаривания инспекцией реальности осуществления хозяйственных операций с контрагентами.

Довод налогового органа о том, что применение налоговых вычетов в случае исправления в счете-фактуре ошибок (нарушений) и, соответственно, регистрация в книге покупок указанных счетов-фактур с внесенными в них исправлениями производится в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура, отклоняется судом апелляционной инстанции. Глава 21 НК РФ не устанавливает особого порядка применения налоговых вычетов в случае надлежащего оформления поставщиками счетов-фактур. Не содержит она и правила о том, что предъявление к вычету налога на добавленную стоимость по исправленным счетам-фактурам может быть осуществлено налогоплательщиком только в том налоговом периоде, в котором получены исправленные счета-фактуры.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа не было правовых оснований для не принятия к вычету НДС в сумме 3799053 руб., доначисления соответствующих налога, пеней и штрафов является правильным.

Таким образом, оснований для взыскания с общества штрафных санкций в сумме 759811 руб. не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал налоговому органу в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции по изложенным выше мотивам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2008 по делу N А47-8630/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий судья
М.Г. Степанова

Судьи
А.А. Арямов
В.Ю. Костин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка