ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2009 года Дело N А76-25640/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2009 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Степановой М.Г, при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.12.2008 по делу N А76-25640/2008 (судья Костылев И.В..), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Евстифейкиной С.А. (доверенность N 05-24\2662 от 27.01.2009), от общества с ограниченной ответственностью Автоцентр «КЕРГ» - Дмитриенко А.А. (доверенность от 30.10.2008),

УСТАНОВИЛ:

10.11.2008 общество с ограниченной ответственностью Автоцентр «КЕРГ» (далее - налогоплательщик, общество, заявитель, ООО Автоцентр «КЕРГ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 124 от 21.10.2008 о привлечении к ответственности, в части штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль в сумме 50 759 руб., штрафа по ст. 126 НК РФ в сумме 8 400 руб. пени по НДС в сумме 26 711,41 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 49 214,76 руб., недоимки по НДС в сумме 111 711 руб., недоимки по налогу на прибыль в сумме 253 795 руб. предложения представить сведения по форме 2-НДФЛ за 2006 год, внести исправления в бухгалтерский учет.

В обоснование заявления общество ссылался на следующее.

- выводы налогового органа о частично безвозмездном получении товара (автомобилей) от поставщика не обоснован. Оплата автомобилей произведена частично путем безналичного перечисления, частично путем зачета начисленного, но не выплаченного поставщиком бонуса дилеру за выполнение условий договора, плательщик получает право на налоговый вычет по НДС,

- не обоснован вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком к расходам по рекламе затрат в сумме 1 057 481 руб. за 2006, 2007 гг., уплаченных ООО «Ресторан Виктория» за организацию выездного обслуживания. Указанные услуги, оказанные обществу, являются составной частью проводимого рекламного мероприятия и имели своей целью дополнительное привлечение внимания потенциальных покупателей. Факт проведения мероприятия и его рекламный характер налоговым органом не оспаривается. Иные расходы, понесенные предприятием, для проведения данного мероприятия налоговым органом признаны правомерными;

- в 2006 году заявителем была проведена акция «Каждому покупателю автомобиля - подарок», в ходе, которой физическим лицам (168 человек) были выданы подарки общей стоимостью 134 730,50 руб. Стоимость подарка, вручаемого одному лицу не превышала 4 000 руб. При получении физическим лицами от организации дохода, не превышающего 4 000 руб. организация не признается налоговым агентом и на нее не возлагается обязанность исчисления, удержания и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, представления в инспекцию справок о выплатах (л.д.2 -7 т.1).

Налоговый орган требования не признал, ссылаясь на то, что обществом неправомерно предъявлен к вычету НДС по счету-фактуре за автомобиль, фактически частично не оплаченный, в связи с предоставлением бонуса. Расходы по предоставлению питания участникам «Выездной сессии Touareg Experience» (услуги ресторана) не относятся к расходам на рекламу. Положения п. 28 ст. 217 НК РФ, освобождающие от налогообложения доходы физических лиц от стоимости подарков, полученных от организаций и не превышающие 4000 руб., не освобождают организации от обязанности представить в налоговые органы сведения о доходах физических лиц (л.д. 129-133 т.1).

Решением суда первой инстанции от 30.12.2008 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции N 124 от 21.10.2008 в части НДС, налога на прибыль, соответствующих пеней, штрафов по п. 1 ст. 122, ст. 126 НК РФ, предложения представить сведения по форме 2-НДФЛ за 2006 год, внести исправления в бухгалтерский учет.

Суд первой инстанции пришел к выводам, что в сумме денежные средства по платежному поручению и сумма взаимозачета бонуса образуют стоимость автомобиля по спорному счету-фактуре N А-16000. Цена товара при предоставлении бонуса не изменилась, сумма НДС поставщику уплачена в полном объеме. Прекращение обязательства путем зачета приравнивается к оплате.

Стоимость услуг ресторана включена в состав нормируемых рекламных расходов. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Справками по расчетам нормируемых рекламных расходов за 2006,2007 гг. и оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам 90, 44 подтверждается не превышение размера расходов на рекламу - 1% выручки от реализации.

Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., полученные физическими лицами от организаций в виде подарков. В связи с этим организация не признается налоговым агентом в отношении данного вида выплат, и, следовательно, освобождена от обязанности представлять в налоговый орган сведения о таких доходах (л.д.76-82 т.4).

В апелляционной жалобе от 29.01.2009 инспекция просит решение суда отменить, считает его противоречащим нормам материального права, в обоснование своих доводов инспекция указывает на следующее.

- предприятием неправомерно заявлен к вычету НДС по счету - фактуре за автомобиль, фактически частично не оплаченный. В качестве частичной оплаты за поставленные автомобили был использован зачет суммы начисленного, но не оплаченного поставщиком бонуса. Данный бонус был получен заявителем в рамках приложения 9 к Дилерскому соглашению N ОА-17/2003 от 23.12.2003 по итогам деятельности дилера. Предоставление бонуса по указанному соглашению не связано с возникновением у общества встречных обязательств, а обусловлено качественным выполнением соглашения. Выполнение условий дилерского соглашения не является возмездным оказанием услуг. Таким образом, бонус был получен заявителем безвозмездно и на него не распространяются требования пп.2 п.1 ст. 162 НК РФ, то есть указанные суммы не облагаются НДС;

- в нарушение п.п. 28 п.1 ст. 264 НК РФ налогоплательщиком неправомерно включена в состав расходов стоимость услуг ресторана за 2006 - 2007 г. в размере 1 057 481 руб. Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» ключевым признаком рекламы является ее предназначенность неопределенному кругу лиц. Однако согласно представленным заявителем правилам проведения выездной сессии, правом участвовать в сессии обладало ограниченное число лиц, которым высланы пригласительные билеты. Доводы заявителя, что ограниченное число билетов касалось только участников тест-драйва, необоснованны, поскольку наблюдение за движением автомобиля не позволяет оценить возможности и преимущества данной марки и привлечь клиента к покупке. Таким образом, потребителями рекламы являлись только лица, участвовавшие в тест-драйве, то есть ограниченное число людей, обладавших пригласительными билетами, фактически был организован загородный уикенд с отдыхом на берегу и питанием. Расходы на питание не относятся к расходам на рекламу;

- общество в нарушение п. 2 ст. 230 НК РФ не представило в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ о доходах 168 физических лиц, получавших подарки в рамках проводившейся в период с 01.08.2006 по 01.11.2006 акции «Каждому покупателю автомобиля - подарок». Отсутствие обязанности удержать налог и перечислить его в бюджет не свидетельствует об отсутствии у организации статуса налогового агента. Исчисление налога подразумевает определение налоговой базы с учетом сумм подлежащих и неподлежащих налогообложению. Без соответствующих документов налоговый орган лишен возможности осуществлять контроль за перечислением НДФЛ физическими лицами.

Плательщик возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.

ООО Автоцентр «КЕРГ» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.08.2000, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов (л.д. 113 т.1).

Между плательщиком и ООО «Фольксваген групп. Рус» 23.12.2003 заключено дилерское соглашение, предусматривающее по решению поставщика предоставление бонусов по итогам деятельности за квартал за выполнение плана продаж, за соблюдение корпоративных стандартов и др., его предоставление производится путем зачета задолженности за отгруженные автомобили (л.д.134-137 т.1).

25.02.2005 ООО «Фольксваген групп. Рус» составлен акт N 450б от 25.02.2005 о предоставлении бонуса за выполнение условий дилерского соглашения в сумме 732 325,21 руб. (л.д.98 т.1). 10.03.2005 произведен зачет взаимных требований в счет оплаты за поставленный автомобиль (л.д.99 т.1).

В 2006-2007 годах плательщиком и компанией поставщиком произведены мероприятия «Выездные сессии Touareg Experience в г. Челябинске, проводимые в прибрежной зоне Шершневского водохранилища, включающие тестовые заезды на автомобилях, получение сертификатов о прохождении курса, ознакомление с другими марками автомобилей, ресторанное обслуживание присутствующих на проекте, специальное оформление автомобилей (л.д.12 т.3), представлены отчеты отдела маркетинга (л.д.13-20 т.3). Размещена информация о проводимом мероприятии (л.д.41-183 т.3). По расчетам плательщика стоимость рекламных расходов не превышает 1 % от размера выручки (л.д.54-55 т.4).

Составлены акты об оказанных услугах ООО «Ресторан Виктория» от 11.06.2006 и 25.06.2007 (л.д.100-101 т.1).

В ходе компании «Каждому покупателю автомобиля подарок» вручены подарки стоимостью не превышающие 4 000 руб. (л.д.21-37 т.3)

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, в ходе которой установлено:

- неправомерное предъявление к вычету суммы НДС фактически не уплаченной заявителем в связи с оплатой товара взаимозачетом бонуса, полученного безвозмездно;

- неправомерное отнесение на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль стоимости выездного обслуживания (питание) в ходе рекламного мероприятия;

- не представление сведений по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц, получавших подарки в ходе рекламной акции.

По результатам проверки составлен акт от 17.09.2008 N 12-20/110, который в тот же день вручен налогоплательщику (л.д. 12-43 т.1).

На акт проверки 03.10.2008 обществом представлены возражения (л.д.44-45 т.1).

21.10.2008 инспекцией в присутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки уведомлением N 12-25/18838 от 17.09.2008, принято решение N 124 о привлечении к ответственности, которым обществу предложено в том числе, уплатить штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в сумме 50 759 руб., штраф по ст. 126 НК РФ в сумме 8 400 руб. пени по НДС в сумме 26 711,41 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 49214,76 руб., недоимку по НДС в сумме 111 711 руб., недоимку по налогу на прибыль в сумме 253 795 руб. предложено представить сведения по форме 2-НДФЛ за 2006 год, внести исправления в бухгалтерский учет (л.д. 46-71 т.1).

Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего:

1. В части начисления НДС в сумме 111 711 руб., пени 26 711,41 руб. в связи с непринятием налогового вычета на сумму бонуса.

По мнению плательщика, основания для уменьшения размера вычета отсутствуют, т.к. бонус является премией от продавца по итогам работы за квартал, выплата предусмотрена договором, на ее сумму актом зачета уменьшается текущая задолженность, данная сумма учтена в налоговой базе НДС и налога на прибыль. Нет оснований считать бонус безвозмездным перечислением и исключать из суммы вычета.

Инспекция считает, что при зачете бонуса оплата за автомобиль в полном размере не произведена, получение бонуса не является оплатой за оказанные услуги, не связано с получением товара и на эту сумму не может быть произведен вычет.

Суд первой инстанции признал решение инспекции в этой части недействительным, указав, что прекращение обязательства зачетом приравнивается к оплате, стоимость автомобиля не может считаться неоплаченной, в сумме денежные средства по платежному поручению и сумма взаимозачета образуют стоимость автомобиля, указанную в счете - фактуре, счет - фактура оформлен в соответствии по ст. 169 НК РФ, оплата полностью произведена, отказ в налоговом вычете незаконен.

Данные выводы соответствуют налоговому законодательству и подтверждаются материалами дела: дилерским договором, предусматривающим предоставление бонусов, актом о начислении бонуса, актом зачета в счет текущей оплаты, допросами директора и главного бухгалтера ООО «Автоцентр «Керг». Получение бонуса отражено в бухгалтерском учете и в целях налогообложения.

Согласно ст.23 Налогового Кодекса РФ плательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Особенности уплаты определяются соответствующей главой кодекса.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговое законодательство перечисляет условия, при которых наступает право на налоговый вычет - представление счетов - фактур, реальность расходов, оприходование товаров и добросовестность действий плательщика. Указанные условия соблюдены.

В соответствии с постановлением Конституционного суда Росси от 20.02.2001 N 3-11 для целей налогообложения прекращение обязательства путем зачета приравнивается к оплате, так как встречные требования сторон прекращаются.

Таким образом, материалами дела опровергается довод налогового органа о том, что сумма НДС, пропорциональная сумме бонуса, не была фактически уплачена заявителем при покупке автомобиля.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неправомерности начисления налогоплательщику НДС в сумме 111 711 руб. за март 2005, доначисление соответствующей пени является обоснованным.

2. В части начисления налога на прибыль в сумме 253 795 руб., пени 49 214,76 руб., штрафа 50 759 руб.

По мнению плательщика, в состав расходов на рекламу обоснованно включено оплата услуг ресторана за обслуживание участников рекламной акции, в ходе которой демонстрировалась продукция - автомобили, производился тест - драйв, демонстрировались свойства автомобилей. Мероприятие произведено в отношении неопределенного круга лиц, приглашения отсутствовали.

Налоговый орган считает, что услуги по предоставлению питанию не могут быть отнесены к числу рекламных, в состав расходов они включены неосновательно.

Суд первой инстанции требования плательщика удовлетворил, пришел к выводу о том, что проведение рекламных сессий соответствует понятию рекламы, т.к. они обращены к неопределенному кругу лиц и направлены на формирование интереса к продаваемому товару. Расходы документально подтверждены, не превышают установленные пределы.

Решение в этой части является правильным, соответствует нормам закона и собранным по делу доказательствам: актам об оказанных рестораном услугах, счетам - фактурам, платежным поручениям, информации о проводимых мероприятиях, отчетах отдела маркетинга.

В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 данной статьи.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.

Справками по расчетам нормируемых рекламных расходов за 2006,2007 гг. подтверждается, что размер расходов на рекламу не превысил 1% выручки от реализации (54-67 т.4).

Не представлены доказательства приглашения ограниченного круга лиц, из отчетов и иных документов следует, что мероприятия проведены за городом, на берегу водохранилища, участвовать могли без ограничения все явившиеся лица.

По ст. 2 Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о правомерности отнесения на расходы по рекламе затрат на фуршет-обслуживание рекламных мероприятий не противоречит действующему законодательству.

3. В части привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений о стоимости подарков.