ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2010 года Дело N А47-5969/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дементьевым Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 ноября 2009г. по делу NА47-5969/2009 (судья Жарова Л.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Фирма Легат» - Челышевой Л.В. (доверенность от 11.01.2010 N 01),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Фирма Легат» (далее - заявитель, ООО «Фирма Легат», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее -государственный орган, Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды на земельный участок общей площадью 2855 квадратных метров, расположенный примерно в 40 метрах по направлению от ориентира - административного здания, расположенного за пределами участка, адрес участка; г. Оренбург, ул. Монтажников, 30/1, с кадастровым номером 56:44:01 27 001:0071 и об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды на земельный участок общей площадью 2855 квадратных метров, расположенный примерно в 40 метрах по направлению от ориентира - административного здания, расположенного за пределами участка, адрес участка; г. Оренбург, ул. Монтажников, 30/1, с кадастровым номером 56:44:01 27 001:0071 и выдать свидетельство о государственной регистрации договора аренды в установленный законом срок.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация г. Оренбурга, Управление землепользования и развития пригородного хозяйства, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Управления от 18.05.2009 N01/006/2009-378 в государственной регистрации договора аренды от 22.05.2007 N7/д-36юр земельного участка общей площадью 2855 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению от ориентира - административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Монтажников, 30/1 с кадастровым N 56:44:01 27 001:0071. Обязал Управление осуществить государственную регистрацию договора аренды от 22.05.2007 N7/д-36юр земельного участка общей площадью 2855 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению от ориентира - административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Монтажников, 30/1 с кадастровым N 56:44:01 27 001:0071 и выдать свидетельство о государственной регистрации договора аренды земельного участка.

Управление с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.

В обосновании апелляционной жалобы государственный орган указывает, что оспариваемый отказ в регистрации договора аренды соответствует требованиям действующего законодательства. Постановление Главы города Оренбурга от 30.01.2007 N529-п «Об утверждении границ и формировании земельного участка по адресу: г. Оренбург, ул. Монтажников, 30/1» издано с превышением полномочий органа местного самоуправление. Администрация г. Оренбурга не обладала полномочиями на подписание представленного на регистрацию договора аренды.

Полагает, что судом неправильно истолкован Закон Оренбургской области от 16.11.2002 N317/64-III-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области».

Кроме того, в силу положений Закона Оренбургской области от 06.12.2006 N822/162-IV-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Оренбургской области «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» (далее - Закон Оренбургской области от 06.12.2006 N822/162-IV-ОЗ) до 30.12.2006 органами местного самоуправления г.Оренбурга решений о предоставлении земельных участков не принималось.

Судом первой инстанции не дана оценка полученному разъяснению статьи 2 Закона от 06.12.2006 N822/162-IV-ОЗ, данного Законодательным Собранием Оренбургской области.

Считает ошибочным вывод суда о том, что Постановление Правительства Оренбургской области от 30.05.2007 N166-п «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Оренбургской области - г.Оренбурге» придает обратную силу законодательным актам Оренбургской области и Земельному кодексу Российской Федерации.

До судебного заседания от ООО «Фирма Легат» и Администрации г. Оренбурга поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых заявитель и Администрация против удовлетворения апелляционной жалобы возражают, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.

От Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поддерживает доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель ООО «Фирма Легат», возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам отзыва.

Управление, Администрация г.Оренбурга, Управление землепользования и развития пригородного хозяйства, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились. Администрацией г. Оренбурга и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в газете «Вечерний Оренбург» от 05.10.2005 опубликована информация о предоставлении земельного участка в районе зданий NN28, 30 на ул. Монтажников площадью 2000 кв.м. под строительство административного здания и складских помещений (т.1, л.д. 18).

07.10.2005 Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации выполнил архитектурно - планировочное задание N270 разработку проекта: административное здание и складские помещения по заявлению ООО «Фирма Легат».

Распоряжением главы г. Оренбурга от 21.12.2005 N7177-р утвержден акт от 29.09.2005 N2/1 выбора земельного участка для строительства административного здания и складских помещений по ул. Монтажников (т.1, л.д.17).

Постановлением главы г. Оренбурга от 30.01.2007 N529-к утверждены границы и формирование земельного участка по адресу: г. Оренбург, ул. Монтажников, 30/1, согласно которому ООО «Фирма Легат» предоставлен земельный участок на условиях договора аренды для строительства административного здания и складских помещений (т.1, л.д.19).

08.05.2007 разработан кадастровый план земельного участка с кадастровым N56:44:01 27 001 (т.1, л.д.21-23).

22.05.2007 между Администрацией г. Оренбурга и заявителем заключен договор аренды земельного участка N7/д-36юр, в соответствии с которым земельный участок площадью 2855 кв.м, с кадастровым номером 56:44:01 27 001:0071, находящегося примерно в 40 м. по направлению на юг от ориентира - административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Монтажников, 30/1, для строительства административного здания и складских помещений, передается до 01.07.2008 (т.1, л.д.12-13).

Дополнительным соглашением от 09.10.2008 продлен срок предоставления земельного участка до 01.08.2009 (т.1, л.д.15).

19.02.2009 заявитель обратился в Управление для регистрации указанного договора аренды.

Управлением в адрес ООО «Фирма Легат» направлено уведомление от 02.03.2009 N01/006/2009-378,379 о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью представления дополнительных документов (т.1, л.д. 68).

08.05.2009 государственная регистрация договора аренды земельного участка возобновлена.

18.05.2009 Управлением было отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка в связи с тем, что постановление главы г. Оренбурга от 30.01.2007 N529-п издано с превышением полномочий органа местного самоуправления, Администрация г. Оренбурга не обладает полномочиям на подписание предоставленного на регистрацию договора аренды земельного участка (т.1, л.д. 58-60).

Не согласившись с данным отказом, ООО «Фирма Легат» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация г. Оренбурга действовала в пределах предоставленных законодательством полномочий и не превышала их.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 2 Закона Оренбургской области от 06.12.2006 N 822/162-IV-ОЗ регулирование земельный отношений в отношении земельных участков, решение о предоставлении которых было принято органами местного самоуправления до вступления в силу названного Закона (то есть до 30.12.2006), осуществляется органом местного самоуправления г. Оренбурга в полном объеме.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1, 5, 6, 8 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Из материалов дела следует, что акт выбора земельного участка для строительства административного здания и складских помещений по ул. Монтажников от 29.09.2005 N2/1 утвержден Распоряжением главы г. Оренбурга от 21.12.2005 N7177-р, то есть до вступления в силу Закона Оренбургской области от 06.12.2006 N 822/162-IV-ОЗ (30.12.2006). На момент вступления указанного Закона в силу процедура предоставления земельного участка была начата Администрацией г.Оренбурга.

Так как утверждение акта выбора земельного участка является первоначальным этапом его предоставления под строительство, оснований для отказа в предоставлении указанного земельного участка у Администрации г. Оренбурга после вступления в силу Закона Оренбургской области от 06.12.2006 N 822/162-IV-ОЗ не имелось. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение о предоставлении спорного земельного участка должно приниматься Администрацией г.Оренбурга и, следовательно, договор аренды представленный на государственную регистрацию подписан уполномоченным лицом.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Управления, как основанные на неверном толковании действующего законодательства и опровергнутые материалами дела.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ответ Законодательного Собрания Оренбургской области от 03.04.2009 N23-01/167, подписанный председателем, так как указанный документ не является официальным разъяснением обязательным для применения судом.

Довод о том, что суд первой инстанции ошибочно толкует пункт 1.9 Постановления Правительства Оренбургской области от 03.05.2007 N166-п «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге», отклоняется.

Указанный пункт Постановления не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Закону Оренбургской области от 06.12.2006 N 822/162-IV-ОЗ, а также придает обратную силу указанному Закону, что противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании указанного суд первой инстанции правомерно не применил пункт 1.9 Постановления Правительства Оренбургской области от 03.05.2007 N166-п.

Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также заявленным доводам суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При обращении с апелляционной жалобой Управлением по платежному поручению от 07.12.2009 N143640 уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб. Между тем, в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. На основании указанного уплаченная Управлением при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 ноября 2009г. по делу NА47-5969/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.

Возвратить Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 07.12.2009 N143640.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий
Н.Г.Плаксина
Судьи
А.А.Арямов
В.Ю.Костин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка