ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2010 года Дело N А76-14061/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2010 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Логиновских Л.Л., судей Махровой Н.В., Рачкова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леухиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Наука, техника и маркетинг в строительстве» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2009 по делу N А76-14061/2009 (судья Вишневская А.А.), при участии: от закрытого акционерного общества «Наука, техника и маркетинг в строительстве» - Семянникова А.А. (доверенность от 01.01.2010), от общества с ограниченной ответственностью «Челябинскрегионгаз» - Старикова И.Ю. (доверенность N987 от 31.12.2009), от открытого акционерного общества «Челябинскгоргаз» - Кузнецова О.С. (доверенность от 28.12.2009),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Наука, техника и маркетинг в строительстве» (далее - ЗАО «НТМ», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Челябинскрегионгаз» (далее - ООО «Челябинскрегионгаз», ответчик) о признании недействительными пунктов 3.2, 3.2.1, 3.3., 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 5.5.1.1., 5.5.3 договора на поставку и транспортировку газа N 3-13-13-1506 от 05.09.2007, заключенного между ЗАО «Наука, техника и маркетинг в строительстве» и ООО «Челябинскрегионгаз».

Определением суда от 18.08.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено открытое акционерное общество «Челябинскгоргаз» (далее - ОАО «Челябинскгоргаз», ответчик).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.12.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы податель ссылается на нарушения норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по делу. Указывает на то, что исковое заявление основано на взаимоотношениях между льготным потребителем и поставщиком газа, так как потребитель, использующий газ для коммунально-бытовых нужд приравнивается к населению. В пункте 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, коммунально-бытовой потребитель приравнен к населению. Потребляемый истцом основной объем газа направлен на обеспечение жилья теплом и горячей водой. Поэтому, по мнению истца, в случае, когда потребитель использует газ для обеспечения населения теплом и горячей водой, его можно отнести к числу коммунально-бытового потребителя. Из условий договора поставки газа следует, что истец получает (выбирает) газ для отопления производственной базы и для отопления квартала по ул.Молодогвардейцев - Бр.Кашириных. Договором не предусмотрена поставка газа для других целей. Истец потребляет для отопления жилого квартала 95% всего потребленного газа. Полагает, что котельные являются отопительными, то есть используют газ для производства теплой энергии на отопление, а не в производственных целях. В связи с этим считает, что истец подпадает под понятие коммунально-бытового потребителя в соответствии с нормами законодательства. Поэтому требование истца о недействительности пункта 3.5 договора подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Суд не дал оценку представленным истцом документам. В своем решении суд первой инстанции не указал мотивы, по которым отклонил все доказательства того, что истец является коммунально-бытовым потребителем.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик ООО «Челябинскрегионгаз» отклонил доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Указывает на то, что пункты 4.1 договора и 4.3 технического соглашения не определяют цели приобретения истцом топливно-энергетических ресурсов, а лишь указывают место расположения газоиспользующего оборудования. Истец не представил достаточных доказательств возможности отнесения его к льготной категории потребителей. Представленные документы содержат противоречия. Представленным документам судом первой инстанции дана надлежащая оценка.

В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представители ответчиков доводы апелляционной жалобы отклонили.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, между ООО «Челябинскрегионгаз» (поставщик), ОАО «Челябинскгоргаз» (ГРО) и ЗАО «Наука, техника, и маркетинг в строительстве» (покупатель) заключен договор на поставку и транспортировку газа N 3-13-13-1506 от 05.09.2007 (т.1, л.д.9-20), в соответствии с которым поставщик обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2008, ГРО транспортировать, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ и услуги по его транспортировке. Годовой объем поставки газа в 2008г. составляет 3 880.000 тыс. м3. Годовой объем газа не превышает объема, установленного в разрешениях на использование газа выданных на газоиспользуюшие оборудование.

В соответствии с пунктом 2.2 договора суточный договорной объем поставки газа в 2008 году составляет январь - 16.452, февраль 16.071, март 14.194, апрель 11.667, май 5.484, июнь 5.667, июль 0.000, август 5,484, сентябрь 8.000, октябрь 9.677, ноябрь 16.000, декабрь 19.355.

В соответствии с пунктом 3.2 договора покупатель должен выбирать газ в течение месяца поставки газа.

Согласно пункту 3.2.1 договора объем газа не менее минимального суточного (с учетом п.2.8) должен быть фактически выбран покупателем в течение суток поставки газа для потребления на газоиспользующем оборудовании, указанном в техническом соглашении к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 3.3 договора в случае выборки покупателем в течение месяца поставки объема газа менее договорного месячного объема газа, (за исключением случаев недопоставки газа поставщиком или наступления обстоятельств непреодолимой силы), стоимость объемов невыбранного газа признается неустойкой и рассчитывается по формуле:

S неуст.мес.= (V дог.мес.- Vфакт.мес.)* Ц ср.взв.мес (1), где

S неуст.мес - сумма неустойки, рассчитанная за месяц,

V дог.мес. - договорной месячный объем газа,

Vфакт.мес - объем газа, фактически выбранный Покупателем.

Ц ср.взв.мес - средневзвешанная оптовая цена газа, рассчитанная за месяц поставки газа в соответствии с пунктом 5.4 настоящего договора.

Стоимость услуг по транспортировке невыбранного объема газа признается неустойкой и рассчитывается по формуле:

S неуст.мес - сумма неустойки, рассчитанная за месяц,

V дог.мес. - договорной месячный объем газа,

Vфакт.мес - объем газа, фактически выбранный Покупателем.

Т транспортировки - тариф за услуги по транспортировке газа, в соответствии с пунктом 5.1 настоящего договора.

Согласно 3.4 договора объем газа, выбранный в сутки поставки, не должен превышать суточный договорной объем.

Объем газа, выбранный в течение месяца поставки, не может превышать договорной месячный объем газа, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.3.настоящего договора.

Согласно пункту 3.5 договора при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком и ГРО покупатель оплачивает объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:

с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;

с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Согласно пункту 3.6 договора при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком сверх суточного договорного объема в течение суток поставки покупатель оплачивает объем отобранного им газа сверх суточного договорного объема по наибольшей из стоимостей, рассчитанных с применением штрафных коэффициентов за перерасход по отдельным суткам поставки или за перерасход за месяц поставки в целом.

Штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного объема за месяц поставки устанавливаются:

- в период с 15 апреля по 15 сентября в размере 1,5 к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после перерасчета по формуле п.5.2 договора;

- в период с 16 сентября по 14 апреля в размере 3,0 к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после перерасчета по формуле п.5.2 договора.

Штрафные коэффициенты за превышение суточного договорного объема за отдельные сутки поставки устанавливаются:

- в период с 15 апреля по 15 сентября - в размере 1,09 к стоимости газа, выбранного сверх суточного договорного объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после перерасчета по формуле п.5.2 договора, с учетом коэффициентов, установленных п.17 Правил поставки газа в Российской Федерации.

В случае внесения изменений в пункт 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициента 1.1 за перерасход газа покупателем с 15 апреля по 15 сентября размер штрафного коэффициента вместо 1,09 устанавливается равным 1,2.

В случае внесения изменений в пункт 17 Правил поставки газа в части увеличения применяемого коэффициента 1,1 сверх 1,2 за перерасход газа покупателем с 15 апреля по 15 сентября штрафной коэффициент применяться не будет.

В соответствии с пунктом 3.7 договора при перерасходе газа свыше суточного объема покупателем поставщик и ГРО вправе проводить принудительное ограничение поставки до объема потребления, обеспечивающего по итогам месяца соответствие поставки газа месячным договорным объемам, по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.5.3 договора расчеты за услуги по транспортировке газа, установленной платой ГРО по настоящему договору в расчетном периоде является сумма стоимости услуг по транспортировке газа.

Установленной платой ГРО по настоящему договору в расчетном периоде является сумма стоимости услуг по транспортировке газа.

Покупатель в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу транспортировки, производит платеж в размере 100% установленной платы - стоимости услуг по транспортировке газа, исходя из договорного объема - на расчетный счет ГРО.

Корректировка расчетов за транспортировку газа на сумму, составляющую разницу между размером установленной платы ГРО по настоящему договору и размером платы ГРО, рассчитанным исходя из фактического объема потребления, производятся ежемесячно, на основании акта поданного-принятого и транспортированного газа в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Оплата штрафных санкций (повышенной стоимости), рассчитанных в соответствии с п.3.3 и п.3.5 настоящего договора, осуществляется до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки.

Также сторонами подписано техническое соглашение к договору (т.1, л.д.23-26).

Полагая, что пункты 3.2.,3.2.1,3.3.,3.4,3.5,3.6,3.7,5.5.1.1.,5.5.3 договора поставки газа, согласно которым ООО «Челябинскрегионгаз» обязалось производить принудительное ограничение поставки газа ЗАО «НТМ» при перерасходе газа, а также взыскивать штрафные санкции за недобор и перебор газа и получать 100% аванс, нарушают требования статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а также что ЗАО «НТМ» относится к организациям, обеспечивающим потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что суду не представлено доказательств того, что спорная сделка не соответствует закону или иным правовым актам. Договор на поставку и транспортировку газа N 3-13-13-1506 от 05.09.2007 подписан сторонами без какого-либо протокола разногласий. Истец не воспользовался своим правом на предъявление в суд требований о преддоговорном споре, при заключении спорного договора.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допустим.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в том числе газом, применяются правила договора об энергоснабжении, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

Законом о газоснабжении и Правилами поставки газа предусмотрено применение при снабжении газом юридических лиц параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также по аналогии отдельных правил, установленных статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из смысла пунктов 1, 5 Правил поставки газа настоящие Правила определяют отношения между поставщиком и покупателем газа, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа.

Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключенного в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов, правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), неравномерность поставки газа по месяцам допускается только при поставках его на коммунально-бытовые нужды, для населения и для котельных и тепловых электростанций, в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения, а также для генерирующих объектов, использованием которых в электроэнергетике оказываются услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 738, если в отношении этих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации определен объем электрической энергии, обязательный для производства при неравномерном графике их загрузки в течение суток.

В соответствии с пунктами 12, 13 Правил поставки газа в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определённом договором поставки газа.

Количество газа на основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правил поставки газа является существенным условием договора энергоснабжения.

Таким образом, обязанность покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном в пункте 3.2 договора, предусмотрена пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 12, 13 Правил поставки газа.

При этом правила об оплате покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором в повышенном размере в соответствии с п.17 Правил не исключают возможности установления сторонами в договоре поставки условия об ответственности покупателя за указанное ненадлежащее исполнение обязательства по объему отбираемого газа в виде неустойки (ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона (как снабжающая организация, так и абонент), нарушившая обязательства по договору, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Согласно пункту 2 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ответственность газоснабжающей организации и абонента ограничена размером реального вреда, причиненного потерпевшему неисправным должником.

Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.