ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2010 года Дело N А76-29357/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2009 по делу N А76-29357/2009 (судья Наконечная О.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Культаевой Галине Федоровне (далее - предприниматель) о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 258 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2009 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что согласно в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предприниматель относится к категории «страхователь», а поэтому у него возникла обязанность представлять в полном объеме сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. При этом в суд первой инстанции Управлением был представлен трудовой договор, заключенный предпринимателем с наемным работником, а также заявление предпринимателя о регистрации в территориальном органе пенсионного фонда страхователя - физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц. Таким образом, Управлением были исследованы все обстоятельства по делу, а поэтому имелись правовые основания для привлечения предпринимателя к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Отзыв на апелляционную жалобу предпринимателем не представлен.

Одновременно с апелляционной жалобой Управлением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы, мотивированное тем, что первоначально апелляционная жалоба в установленный законом месячный срок со дня принятия судом первой инстанции обжалуемого решения в нарушение части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была ошибочно подана непосредственно в суд апелляционной инстанции.

В силу части 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции восстанавливает срок на подачу апелляционной жалобы, если признает причины пропуска уважительными.

Учитывая в рассматриваемом случае уважительность причин пропуска срока подачи апелляционной жалобы, суд считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и восстановить пропущенный Управлением процессуальный срок подачи апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2009 по делу N А76-29357/2009.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От Управления поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Культаева Галина Федоровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304741727300021 (л.д. 8-9, 31-32).

Управлением проведена проверка своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета предпринимателем за 2008 год, по результатам которой составлен акт камеральной проверки N 65 от 08.04.2009 (л.д.11) и вынесено решение от 21.05.2009 N65 (л.д.15) о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным решением предпринимателю было предложено уплатить финансовую санкцию (штраф) в размере 258 руб.

Во исполнение указанного решения Управлением выставлено требование от 29.06.2009 N 61 (л.д.19) об уплате предпринимателем штрафа в сумме 258 руб. в течение 10 календарных дней с момента получения требования.

В связи с неуплатой предпринимателем штрафа в добровольном порядке Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для привлечения предпринимателя к ответственности, поскольку Федеральным законом от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не установлено обязанности для физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, ежегодно представлять до 01 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Выводы суда первой инстанции являются правильными.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 статьи 1 указанного Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Согласно подпунктам 1-8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Данные сведения на основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из вышеуказанных случаев установлены в пункте 2 статьи 10 указанного Закона.

Таким образом, в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы (то есть взносы в отношении себя) установлен исчерпывающий перечень сведений и случаев, при которых сведения представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пункту 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Федеральным законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная абзацем 3 статьи 17 Федерального закона.

В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, для применения к предпринимателю ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Управлению необходимо было установить, является ли предприниматель страхователем, то есть лицом, осуществляющим прием на работу лиц по трудовым договорам (гражданско-правовым договорам).

Согласно статье 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В силу подпунктов 12, 13 пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в акте налоговой проверки, в частности, указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Таким образом, Управление, установив факт приема предпринимателем на работу лиц по трудовым договорам (гражданско-правовым договорам), должно было отразить указанные обстоятельства в акте проверки и решении о привлечении предпринимателя к ответственности.

Для подтверждения факта наличия у предпринимателя статуса «страхователя» Управлением представлен в материалы дела трудовой договор от 01.10.2004, зарегистрированный в Управлении 10.12.2004 (л.д.29).

Согласно уведомлению о регистрации физического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (л.д.30) предприниматель на основании заявления о регистрации в территориальных органах пенсионного фонда (л.д.10) поставлен на учет в Управлении 26.03.2003 в качестве индивидуального предпринимателя за регистрационным номером 084-044-006161 (то есть в качестве физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в отношении себя).

При этом в качестве страхователя - физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц (то есть в качестве физического лица, осуществляющего прием на работу наемных работников) предприниматель поставлен на учет в Управлении только 10.12.2004, что подтверждается уведомлением Управления (л.д.28). В связи с чем, предпринимателю присвоен регистрационный номер 084-044-051867.

Оценив представленные Управлением акт камеральной проверки, а также решение о привлечении к ответственности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что из указанных документов не усматривается, что предприниматель был привлечен к ответственности как страхователь - физическое лицо, производящее страховые отчисления на наемных работников в виду заключения трудовых договоров (гражданско-правовых договоров).

Так, из акта камеральной проверки, а также из принятого на основании указанного акта решения следует, что предприниматель привлечен к ответственности как страхователь с регистрационным номером 084-044-006161, то есть как физическое лицо, производящее страховые выплаты в отношении себя. При этом, в акте и решении не содержится информации об исследовании вопросов заключения предпринимателем трудовых договоров (договоров гражданско-правового характера) и выплаты вознаграждений наемным работникам, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Поскольку у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, то решение о привлечении к ответственности за указанное правонарушение предпринимателя является незаконным.

Обстоятельства вменяемого правонарушения в установленном порядке Управлением не установлены.

При таких обстоятельствах требования Управления, изложенные в апелляционной жалобе, удовлетворению не подлежат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2009 по делу N А76-29357/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.r

     Председательствующий
судья
М.Г.Степанова
Судьи
Ю.А.Кузнецов
Н.Н.Дмитриева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка